Posted 14 мая 2013, 19:51
Published 14 мая 2013, 19:51
Modified 31 марта, 19:13
Updated 31 марта, 19:13
Лимонов все-таки гениальный политик, давайте это признаем. Конечно, я никак не могу ни поддерживать его, ни даже симпатизировать его карьере – и личность этого товарища, и его взгляды, и его методы вызывают у меня практически омерзение. Однако я не могу не признавать, что он является одновременно и тактиком, и стратегом, и «вождём» (пусть и в плохом смысле этого слова).
У нас в принципе мало политиков, которые из 90-х перешагнули в нулевые, прошли тюрьму, но на слуху до сих пор. И, пожалуй, нет никого, кроме Лимонова, кто конвертировал бы свою харизму не просто в партию единомышленников, а в сплоченное движение полуармейского типа. Ни прочие «красные» не смогли этого сделать, ни даже националисты. А Лимонов – смог.
Бойцы шли за своего «вождя» на нары, причем – осознанно. Участвовали в акциях, за которые получали неадекватно высокие сроки. Некоторые – вообще погибали. Лимонов этим пользовался, это тешило его эго. Уже за одно за это его можно ненавидеть.
При этом готов утверждать: преследование оппозиции по «беспределу» у нас началось именно с «лимоновцев». И именно их тактику политической борьбы впоследствии пытались скопировать прокремлёвские молодёжные движения, типа «Наших». Да «Наши», собственно, и созданы были, в первую очередь, для уличного противодействия «лимоновцам».
Именно Лимонов был либо автором, либо идейным вдохновителем, либо одним из рулевых почти всей протестных проектов нулевых – от «маршей несогласных» до «национальной ассамблеи». Именно Лимонов создал «Стратегию-31» - провозвестника Болотной, главную оппозиционную движуху «медведевских» времен, ставшую настоящим жупелом для власти. По его словам, у него эту стратегию потом «украли». И тут не поспоришь: да, украли. Задвинули эксцентричного и одиозного деда подальше, чтобы лишний раз не раздражать ни власть, ни либеральный актив.
После выборов 2011 года он звал всех на Площадь Революции – делать революцию. Но оппозиция пошла на компромисс с властью, вышла на Болотную, чем, по версии Лимонова, и «слила» протест. Точнее, сама пресекла революционный сценарий, выбрав стагнационный. (Какое счастье, только и могу добавить я).
Но даже и в этом случае Лимонов поступил дальновиднее многих. И, в конечном счете может стать главным выгодополучателем. С его стороны это цинично, грязно, но, боюсь, действенно. А он, как политик и «сам себе артпроект», явно нацелен на результат.
Сами посудите. После первой Болотной Лимонов начал обкладывать всех заметных людей в оппозиции такими матюгами, такой злобной и едкой критикой, что перекрестились даже неверующие. В силу таланта и, я думаю, искренности он был в этом деле гораздо эффективнее, чем платные кремлевские пропагандисты. В них не было ни искры, ни мощи. А у Лимонова – полно.
Более того, он откровенно поддержал самые одиозные и тошнотворные проекты власти того времени, включая антисиротский закон. Его даже стали активно цитировать по госканалам, перепечатывать в провластных СМИ. Людям вновь напомнили, что есть такой политик – Лимонов (а многие и впрямь стали забывать).
При этом – заметьте – про власть он ни одного хорошего слова не сказал. Всем показывал: как ненавидел ее, так и ненавижу.
Расчетливая и циничная ставка нашего писателя понятна. Очень многие уже успели разочароваться и в лидерах Болотной, и в тактике санкционированного стояния на площадях. Многие вопиют «кто слил протест» и с сожалением добавляют – «лучше бы мы тогда пошли на Площадь Революции». Протестанты радикализуются, власть закручивает гайки, в сети откровенно пахнет «второй гражданской» – и вот тут-то и появляется Лимонов. Весь в белом, но с серпом и молотом на рукаве.
Кто предупреждал вас, что ваши новые лидеры соглашатели и ничтожества? Лимонов! Кто предлагал ковать железо, пока горячо, и свергать режим еще в декабре 2011-го? Лимонов! Кто был жестким оппонентом и чуть ли не личным врагом Путина все эти годы? Лимонов! Кто предупреждал, что Болотная – это болото? Лимонов! Даже те, кто в декабре 2011 считал революцию чрезмерной мерой, крикнут «Лимонов!» И Эдичка начнет снимать сливки. Это в лучшем случае. В худшем возможно вообще что угодно. Если для него политика – артпроект, а люди – щепки, он вообще ни перед чем не остановится.
Помните фразу «революцию осуществляют романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами негодяи»? Лимонов и романтик, и фанатик, и негодяй в одном лице. При этом – один из умнейших людей в нашей оппозиции.
Конечно, лично я очень надеюсь, что у Лимонова ничего не получится. Что никакие новые жертвы не лягут на алтарь чувства собственного величия самовлюбленного эгоиста, заигравшегося в «казаки-разбойники».
Но с каждым новым градусом противостояния власти и недовольных шансы на его итоговый успех повышаются.