Posted 14 мая 2013, 09:27
Published 14 мая 2013, 09:27
Modified 31 марта 2024, 19:14
Updated 31 марта 2024, 19:14
Склады белорусских предприятий затоварены продукцией, на которую нет спроса ни на внутреннем, ни на внешних рынках. В погоне за цифрами макроэкономической статистики белорусские чиновники (ВВП в стране считают, исходя из произведенной, а не проданной продукции) заставляют предприятия «работать на склад». Защитить страну от импорта мешает Таможенный союз с Россией, который, после вступления РФ в ВТО, стал суррогатом этой западной оранизации. Выйти из ТС Лукашенко не может, потому что Россия сразу вздует цены на нефть и газ. В Москве потирают руки и ждут разорения белорусских предприятий, чтобы скупить их подешевке.
На днях президент Белоруссии потребовал от правительства добиться быстрого сокращения складских запасов белорусских промышленных предприятий. По состоянию на первое апреля (это последняя актуальная статистика) запасы готовой промпродукции в стране достигли 32,3 трлн рублей ($3,73 млрд), что соответствует 80% среднемесячной выработки промышленности. Но Лукашенко пугает даже не эта цифра, а динамика: еще в январе на складах было запасов на 22 трлн рублей - 56% среднемесячного производства.
Самая тяжелая ситуация - в тяжелой промышленности. Например, складские запасы карьерных самосвалов на 1 апреля составили 551 штуку, что эквивалентно четырем среднемесячным объемам производства. БелАЗ три последних месяца уже фактически работает на склад. На складах Минского автомобильного завода находится 2455 грузовиков - это более двух месяцев их среднемесячного производства. На МТЗ по состоянию на 1 апреля было 9,7 тыс. тракторов - 158% месячного объема выпуска. Одноковшовых погрузчиков на складах в 4,4 раза больше, чем производится за месяц, автобусов - в 4,5 раза. Минский производитель холодильников "Атлант" в начале года имел на складах 84 тыс. единиц своей техники, а первого апреля - уже 228 тыс.
Не менее сложная ситуация и в кожевенно-обувной промышленности, и в текстильной, и даже на заводах по производству алкогольных напитков. Брестский губернатор Константин Сумар с грустью недавно констатировал: Брестский электромеханический завод собрал на складах 1137% объемов месячного производства, чулочный кобминат - 380%, "Брестельмаш" - 320%, "Цветотрон" - 251%.
Белорусский экспорт в первом квартале 2013 года упал на 19,9%. По итогам первого квартала белорусская промышленность отправила на склады 26% ВВП. В целом, показатель валового внутреннего продукта по итогам первого квартала вырос в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 3,5%.
Для белорусской экономики, которая "привыкла" расти со скоростью от 7% за год, это настоящая катастрофа. Объемы же промышленного производства в годовом исчислении так и вовсе упали на 1,1%. Белорусская промышленность сокращает объемы производства непрерывно с июля 2012 года. Складские запасы же стали резко расти, начиная с прошлого августа: сказалось то, что Россия вступила в ВТО, спрос на белорусскую продукцию из-за этого упал, а объемы ее производства по привычке резко сокращать не стали.
Лукашенко не привык решать экономические проблемы экономическими методами. Вместо этого он продолжает намекать чиновникам и руководителям госпдпредприятий о расправе в случае сохранения проблем со сбытом. "В чем дело? Я не отменял свое требование к правительству стать одним большим министерством торговли. Попрошу немедленно подключить местные органы и немедленно обеспечить разгрузку складов", - откровенно злился глава государства на недавнем совещании.
Теперь в Минске упорно ходят слухи и о рецессии, и о возможной новой девальвации национальной валюты. Подготовка к ней, кстати, активно идет: в 2014 году в стране, скорее всего, проведут деноминацию, а значит, возможности для "корректирования" курса будут. Но все это чревато очередным падением доверия к Лукашенко, которым он сильно дорожит.
Так что пока власти идут по другому пути: закрывают внутренний рынок от импорта. Это, правда, не нравится партнерам официального Минска по Таможенному союзу. Белоруссию уже обвинили в нарушении своих обязательств в рамках Единого экономического пространства. В ближайшее время жалобы российских производителей сельхозтехники и множества других товаров вскоре будут рассматривать на заседании Евразийской экономической комиссии, которая находится в Москве.
Белорусские экономисты говорят, что закрытие внутреннего рынка от импорта, конечно, даст временное послабление, но в перспективе только ухудшит ситуацию. "Сейчас идет мощное проникновение российских товаров на белорусский рынок. На одну шестую упал экспорт. Формируется новое конкурентное пространство. Белоруссия проигрывает многие рынки — по холодильникам, телевизорам, другой технике, продовольственным товарам. Например, у нас раньше было 40% телевизоров собственного производства, осталось около 22%", - рассказывает руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико.
При этом эксперт замечает, что если раньше стратегия закрытия своего рынка от импорта в "смутные" времена (путем повышения пошлин и введения прямых запретов) работала, то теперь возможностей для этого все меньше и меньше: требования Таможенного союза придется соблюдать.
В перспективе все это, конечно, неизбежно выльется в новые торговые конфликты Минска и Москвы. Решить проблему в долгосрочной перспективе у Белоруссии вряд ли уже получится. Выход один: просить у России новые кредиты и спешно проводить модернизацию предприятий. Но вряд ли в Москве кто-то хочет помогать соседу: скорее наоборот, Кремль использует ситуацию для того, чтобы скупить белорусские госпредприятия в тяжелые для них времена. Так что распродавать собственность Лукашенко-таки придется. Если не случится чуда.
Максим Швейц