Posted 10 мая 2013, 21:54
Published 10 мая 2013, 21:54
Modified 31 марта, 19:16
Updated 31 марта, 19:16
ВАШИНГТОН, 11 мая. Вашингтонский политолог Пол Гобл, автор блога Window on Eurasia, проанализировал происходящие в России процессы. Он скептически оценил идею о том, что предстоящие Олимпийские игры в Сочи приведут к возрождению "великой России».
"Олимпиада, которую Владимир Путин планировал как символ и высочайшее достижение своего президентства, скорее всего обернется его крупнейшим провалом. Я говорю это не потому, что там обязательно случится какое-то насилие, и не потому, что ожидаю широкого мирового бойкота - а исходя из опыта Игр в других странах", - заявил Гобл.
По его словам, когда планируется международное событие, которое привлекает внимание всего мира, люди видят не только то, что им показывают, но и то, что очень хотелось бы скрыть. "Чем пристальнее журналисты мира приглядываются к ситуации вокруг Сочи, тем более уродливо она проявляется", - приводит слова аналитика "Голос Америки". "Мы узнали о рабском положении гастарбайтеров в Сочи. Мы узнали о массивной коррупции - хотя многое еще даже не построено, эти игры уже стали самыми дорогими в истории – свидетельство того, что большая часть этих денег уходит на офшорные счета российских чиновников.
Мы увидим гораздо более подробные репортажи о том, что 150 лет назад Сочи стал местом величайшего геноцида 19-го столетия, приведшего к гибели сотен тысяч людей и изгнанию черкесов из родной земли в Османскую империю", - прогнозирует Гобл.
Благодаря истории региона, благодаря поведению там московских чиновников и персонально Владимира Путина, лицо Сочи, явленное миру, будет уродливым. По оценке политолога, это станет черной меткой для Владимира Путина, возможно, даже тем самым толчком, который заставит все больше россиян сомневаться в легитимности его президентства.
Пол Гобл также объяснил всплеск национальной идентичности в России. "Чтобы понять глубину этого процесса, нужно оглянуться в историю страны, присмотреться к оборотной стороне имперского мышления - на протяжении столетий утверждение превосходства русской нации происходило не через призму русской идентичности, а через способность подавлять другие народы", - подчеркнул эксперт.
"Сейчас в России происходит видимое ослабление позиций этнических русских на фоне усиления позиций нерусских. Мне кажется, не будет ошибкой говорить, что сейчас в России этнические русские не превышают двух третей населения. Это драматическое падение по сравнению с 1991 годом, когда русские составляли 90% населения страны. Как следствие, русские чувствуют себя в опасности, поэтому идея «большого русского брата», государствообразующей миссии русской нации - это всего лишь оборотная сторона опасений русских людей", - утверждает Гобл.
Политолога поражает и неожиданный рост регионализма внутри Российской Федерации - возрождение и усиление сибирской идентичности, восточной идентичности, поморской - на Севере, казачьей - по всему югу России. При этом русская национальная идентичность - самая слабая в Евразии. "Самоидентификация, к примеру, у авар, армян или украинцев намного сильнее, чем у русских. Во многом русские оказались главными жертвами государства, названного их именем", - сказал Гобл.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе рост русского субэтнического национализма представляет гораздо более серьезную угрозу способности Москвы контролировать ситуацию, чем любое другое «нерусское» национальное движение.
Наконец, специалист по России поделился взглядом на Северный Кавказ: "Я убежден, что, вопреки распространенному мнению, исламизм не пустил такие глубокие корни на Северном Кавказе, как многим кажется. Одна из причин того, почему Москва так много говорит об исламизме на Кавказе, - попытка оправдать любой градус репрессий, которые российское правительство там применяет".
По его мнению, на Северном Кавказе сейчас происходит возрождение ведущей роли этносепаратистских идей. "Мы наблюдаем строительство национальных протогосударств, потенциальных государств", - указывает аналитик. На примере Чечни Гобл прогнозирует, что если российское правительство не будет тратить на Кавказ значительно более крупные суммы и не станет умнее и осторожнее в применении силы, то отношения между Москвой и Северным Кавказом будут становиться все более неустойчивыми.