Posted 29 апреля 2013, 13:47
Published 29 апреля 2013, 13:47
Modified 31 марта, 19:25
Updated 31 марта, 19:25
О важности каспийского фактора в российской политике, проблемах, связанных с нерешенным вопросом статуса Каспийского моря и перспективах сотрудничества в регионе в интервью «Росбалту» рассказал старший научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.
- Виктор Анатольевич, как бы вы оценили «каспийский фактор» в современной внешней политике России?
- Каспийский фактор для России действительно является крайне серьезным. Не только потому, что мы ведем на Каспии разработку северной нефтяной платформы. Для нас Каспий – это водная и торговая артерия, это важный источник рыбной продукции. Это стратегически крайне важный регион. Каспий для России был и остается одним из важнейших политических факторов на южном направлении. К тому же этот регион завязан на отношения с нашими бывшими «соратниками по империи». Нельзя здесь забывать и про Иран, который также имеет выход на Каспий. Это вопрос и региональный, и международно-политический. Каспий имеет очень большое значение во внешней политике России.
- Одной из основных проблем вокруг Каспия является нерешенный вопрос с правовым статусом Каспийского моря. Можно ли ожидать, что в ближайшее время ситуация поменяется к лучшему?
- Честно говоря, я не ожидаю скорого разрешения данного вопроса. Прежде всего, это позиция Тегерана, которая исходит из "справедливого" раздела: всем по равной части шельфа, т.е. по 20%. Пока она не изменится, вопрос с мертвой точки не сдвинется.
Наша же позиция по статусу Каспия и по разделу шельфа менялась. Изначально Россия считала, что все проблемы, включая шельфовые, должны решаться совместно. Однако мы уперлись в нежелание Азербайджана решать проблемы методом консенсуса. Мы увидели стремление поделить все как можно быстрее и начать добычу полезных ископаемых. Волей неволей, но Россия пошла на изменение своей позиции. Мы подписали договоры со всеми нашими соседями о разделе шельфа. В итоге на сегодняшний день Россия и Казахстан – единственные страны, у которых нет проблем с этим вопросом.
Проблемы с разделом шельфа Каспия остались только у Азербайджана и Туркмении в отношениях между собой и с Ираном. Но на данный момент Иран не готов изменить свою политическую позицию. Поэтому ждать существенных изменений не приходится.
- А в какой степени политические факторы влияют на реализацию экономических и энергетических проектов в Каспийском регионе на нынешнем этапе?
- В принципе, пока окончательно не решен вопрос правового статуса Каспия, не могут решаться и вопросы энергетических проектов. Позиции разных сторон здесь диаметрально противоположны. Россия и Иран, к примеру, считают, что нельзя проводить никаких трубопроводов по дну Каспия без согласия других государств. Это касается вопросов экологии, судоходства и т.д. Любая платформа должна иметь вокруг себя какой-то суверенный кусочек шельфа. Кроме того, до сих пор с правовой точки зрения не решено, озеро это или море. Это все-таки закрытый бассейн, и морское право здесь, по идее, неприменимо. Но тот же Азербайджан желал бы его применить. Москва на такое пойти не может, поскольку тогда надо объявить и наши внутрироссийские реки и каналы международными, чтобы в это море могли проходить суда некаспийских государств. Нас это категорически не устраивает. Поэтому и стопорится решение энергетических проблем.
На Западе попытались перетасовать правовую проблему каспийского шельфа. Первым, при поддержке европейский стран и США, новый подход озвучил президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Он поставил вопрос так, что дескать при прокладке трубопровода «Набукко» будет затронут только шельф двух стран – Туркмении и Азербайджана. Следовательно, остальные государства к этому не причастны. Но как же тогда вопросы судоходства? Это будет мешать. А вопросы охраны окружающей среды в зоне Каспия, кстати, очень чувствительной? Ведь выхода к мировому океану этот бассейн не имеет, следовательно, любое загрязнение, отравление окружающей среды (а это неизбежно при нефтедобыче, прокладке трубопровода или его прорыве) будет не только делом Азербайджана и Туркмении. Оно затронет интересы всех пяти стран. Подобный подход противоречит международному праву, потому что для закрытых бассейнов морское право никоим образом не применимо.
- Какие тогда сегодня используются возможности для развития сотрудничества в Каспийском регионе?
- Конечно, сотрудничество все равно развивается. Например, Россия и Казахстан совместно и достаточно успешно разрабатывают месторождение на северной платформе. Чтобы продолжался диалог, государства Каспия пошли на такие ходы как сотрудничество в вопросах, не затрагивающих проблему шельфа. Речь идет о борьбе с терроризмом, с морским пиратством, об экологических вопросах Каспия, расширении рыбных богатств. Если раньше только Россия и Иран выращивали мальков ценных осетровых пород (притом на Россию приходилось порядка 80%), то сейчас ситуация изменилась. В настоящее время мальков выращивает и Азербайджан, и даже Туркмения. Несмотря на ряд нерешенных вопросов, сотрудничество развивается.
- Насколько такой фактор как публичная дипломатия может способствовать решению проблем, накопившихся вокруг Каспийского региона?
- В сфере Каспия, как и во всей современной мировой политике, этот фактор играет очень существенную роль. Он позволяет установиться и закрепиться отношениям дружбы и сотрудничества, которые являются единственно возможным вариантом решения международно-политических проблем. Россия выступает за гласное обсуждение вопросов, связанных с Каспийским регионом, за достижение консенсуса в отношении всех аспектов: и касающихся шельфа, и международно-политического спектра, и военно-политического сотрудничества, и, безусловно, экологии.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта с Фондом поддержки публичной дипломатии им. Горчакова.
Беседовала Татьяна Хрулева