Posted 25 апреля 2013, 12:20
Published 25 апреля 2013, 12:20
Modified 31 марта, 19:29
Updated 31 марта, 19:29
В рубрике «Семейная ценность» «Росбалт» уже говорил о семьях, которые мечтают о потомстве, но не могут его иметь, и о том, как можно горю помочь современными методами. В предыдущий раз речь шла об экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО) с дальнейшим вынашиванием плода родной, биологической матерью — как чаще всего и делают (об этом читайте здесь). Сегодня поговорим о случаях, когда женщина не только не может естественным образом зачать, но и не способна выносить беременность, а дать для создания эмбриона свою яйцеклетку может. И нет никаких оснований отказывать такой женщине в счастье материнства, ведь подсадить эмбрион можно в другой, здоровый женский организм для так называемого заместительного вынашивания. Такая «женщина напрокат» называется суррогатной матерью, или есть у специалистов жаргонное словечко, уже широко проникшее в Интернет — «сурмама».
Знакомая автора этих строк по имени Ирина много лет думала, хочет она детей или нет, прикидывала, бесконечно просила советов в форумах и решилась, когда ей уже было 35 лет. Ирина рассказывает, как она поделилась этими своими планами с подругой. Подруга была состоятельной женщиной и, как свойственно состоятельным, полагала, что денег у всех людей вокруг столько же, сколько у нее. Она принялась напористо убеждать Ирину: «Только не вздумай носить и рожать сама! Это колоссальные проблемы со здоровьем — в твоем-то возрасте! Найми суррогатную мать! Это нынче совершенно не проблема!»
«Бедняжка. Живет в глубокой провинции, денег нет. Просит выслать средства на первичное обследование и на дорогу, а часто и просто на дорогу. После получения денег, как правило, исчезает. Путешественница. Охотно по вашему вызову приезжает в столицу, часто с детьми. Живет здесь полностью за ваш счет, за ваш же счет проходит медицинское обследование… Болезная. Идет на контакт только с целью пройти полное медицинское обследование в выбранной вами дорогой клинике и пролечить свои хронические инфекции и венерические болезни. Наводчица. Выведывает всю информацию о родителях, узнает о планах на ближайшие месяцы, порой даже напрашивается к ним в гости со своими нехитрыми гостинцами. После чего в дело вступают домушники-профессионалы. Нахлебница. Ей просто нравится жить в столице за ваш счет, в наступлении беременности она не заинтересована, режим не соблюдает, даже делает все возможное, чтобы беременность не наступила… Кукушка-перестраховщица. Имеет очаровательную привычку подстраховывать действия эмбриологов гораздо более приятными действиями своего мужа или любовников. Некоторые от них же и беременеют. Имитатор. Когда уже понятно, что беременность не наступила, она в срочном порядке уезжает в свой Урюпинск, где сделанный местными эскулапами тест на беременность „показывает“ положительный результат. Но в столицу ехать никак нельзя — „лечащий врач“ не рекомендует. Взамен высылаются сомнительные бумажки и снимки. Ну а что беременность „замирает“ или неожиданно прерывается — так это же бывает! Бывают и вполне настоящие роды, когда подкупленный врач в местном роддоме ждет появления отказного ребенка от какой-нибудь алкоголички — которого потом „сурмама“ предъявляет вам. Скромница. Смотрит вам в рот и выполняет любое ваше пожелание — вплоть до наступления беременности. После этого у нее резко меняются семейные обстоятельства — кто-то умирает, женится, рождается тройня, сгорает дом. Что требует некоторого увеличения компенсации. Угрожая прерыванием беременности, то есть убийством вашего малыша, она действительно может вить из вас веревки. Алиментщица. По рождении вашего ребенка отказывается передать его вам. При помощи „своих юристов“ подает иск об установлении отцовства, после чего начинает требовать алименты. Но конечная цель, разумеется, не алименты. Ребенок по закону является наследником первой очереди и, случись что с биологическим отцом, будет наследовать ему в полной мере».
Эти страшные сказочки с сайта московской клиники, проникнутые презрением к провинции, тем не менее взяты не с потолка — так действительно бывало и бывает, но опубликованы они явно для того, чтобы сделать следующий логический посыл: и только в нашей клинике кандидатки на заместительное материнство проверены, «отличные спортсменки, характер нордический, выдержанный»… На самом деле есть риск попасть в историю даже в самой «навороченной» клинике, потому что все зависит от порядочности обеих сторон. И рискуют обе стороны. На форумах есть и такие истории:
«Девочки, не соглашайтесь! Попадете, как я. Меня после заключения договора на сурматеринство поселили в коммуналке с соседом-наркоманом, денег не давали… Вот тебе еда — что привезли, и не привередничать, одежды для беременных не купили, в своей походишь… А потом пытались недоплатить, договор реальной юридической силы не имеет».
«Я согласилась быть сурмамой, и все получилось удачно, родилась девочка… Так биородители пытались не заплатить мне вовсе, и знаете почему? Потому что не мальчик!!!»
«Я сурмама с опытом, поверьте мне, это очень тяжело — отдать рожденного тобой ребенка. Я была сурмамой 7 лет назад, и с тех пор не было ни дня, чтобы я не думала о рожденном мной ребенке… Женщины, которые хотят быть сурмамами, не продавайтесь за копейки».
А вот теперь об интереснейшей юридической стороне вопроса. Закон в России есть, согласно ему гражданско-правовой договор между генетическими родителями и суррогатной матерью означает, что эти две стороны согласны помочь друг другу в сложных жизненных обстоятельствах. Вознаграждение «сурмаме» законом не предусмотрено! Материальная помощь ей во время беременности является как бы жестом доброй воли со стороны людей, которые хотят ребенка. Ее «гонорар» — тоже. Это примерно как медицина у нас бесплатная, но вы можете сделать в частном порядке доктору подарок. Передача ребенка «временной матерью» биологическим родителям признается законной «при полном непротивлении сторон», как говорил герой Ильфа и Петрова. И вот теперь внимание. Матерью по закону все равно считается та, что будет вынашивать. Это ее беременность. То есть она может передумать и не отдать ребенка, если ей, как написала цитированная выше форумистка, «очень тяжело отдать» его. Она может сделать аборт по собственному произволу в сроки, предусмотренные законодательством. Только с ее согласия органы ЗАГС могут записать биологических родителей законными родителями, а саму «сурмаму» записать мамой можно по одному ее желанию. Чуть более трех месяцев назад, в конце августа, Конституционный суд РФ рассматривал дело суррогатной матери, которая не отдала ребенка людям, заплатившим ей за вынашивание. Вот что по поводу как раз этого случая сказал в эфире радио «Комсомольская правда» юрист Константин Свитнев: «У нас правовое урегулирование суррогатного материнства далеко от совершенства. Все права на выношенного ребенка имеет суррогатная мать… С точки зрения закона суд поступил абсолютно правильно. Семейный кодекс Российской Федерации, пункт 3 статьи 52… Родители заложники в данной ситуации… Как если бы все права на детей, которых родители на время дают няням или кормилицам, принадлежали этим няням и кормилицам. Эти няни и кормилицы бы думали: возвращать детей, которых они нянчили, родителям законным или нет».
Так что ни отсудить ребенка, ни отсудить назад деньги, потраченные на такую «сурмаму», не получится — ведь вознаграждение законом не предусмотрено, и договор в этой части суд не признает. Что, кстати, может побудить и другую сторону — генетических родителей — тоже повести себя не по-людски, нарушить этот полулегальный договор и недоплатить либо вовсе не заплатить суррогатной матери. Вообще ситуация стараниями наших блестящих законодателей совершенно криминогенная: стоит проявить непорядочность любой стороне, и создается почва для правонарушений и судебных разбирательств.
Заместительное материнство считается среди современных репродуктивных технологий наиболее сложной — не технически сложной, ибо процедура не особенно отличается от «классического» ЭКО, а сложной юридически и психологически. Поэтому к этой технологии прибегают в самых крайних случаях.
Семейный психолог и постоянный консультант этой колонки Мария Галкина говорит: «Логика подсказывает, что если у семейной пары совсем уж непреодолимые проблемы с деторождением, то лучше со всех точек зрения им взять приемного малыша. Но никто не вправе лишить людей счастья видеть в потомке родные черты: у него мои глаза, у него твой нос, он смеется как я… Право продолжения рода является неотчуждаемым правом человека независимо от его здоровья и семейного положения — то есть это право на родное потомство. Взрослые зачастую не могут преодолеть барьер между собой и приемным ребенком, и это плохо заканчивается. А дитя, рожденное суррогатной матерью, — это ваше дитя… Что касается „сурмам“ — я далека от мысли, что все они мошенницы. Среди них преобладают все-таки честные женщины, которым тоже трудно решиться на такой заработок и безумно, поверьте, трудно расстаться с этим ребенком. Я бы им советовала помнить о том, что это такая работа. И рожденный человечек уйдет жить к хорошим людям, которые его очень хотят и ждут…»
Основные вероучения, как и положено вероучениям, стоят на страже традиционной семьи и деторождения, предусмотренного природой и всевышним. Например, коран говорит, что бездетность — это испытание, которому Аллах подвергает супругов, и его волю следует принять не ропща, а постараться оставаться хорошей семьей и достойными верующими. Кроме того, мусульманину разрешается все-таки иметь до четырех жен, и с какой-нибудь потомство да будет… Весьма категорична католическая церковь: разрушаются родственные связи, ребенок и чрево суррогатной матери становятся предметом купли-продажи, а еще человек имеет право быть зачатым и произведенным на свет в результате священного брачного союза, а не при вмешательстве третьих лиц — все это делает заместительное материнство недопустимым. Иудаизм прямо не запрещает услуги суррогатных матерей, только, как и при обычном ЭКО, возникают вопросы о еврействе ребенка, поэтому технология считается скорее нежелательной. Православная церковь говорит в одном из документов, что «употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием превратно понимаемой свободы личности».
Понимание свободы личности в светском обществе XXI века все больше расходится с церковными установлениями. Конфессии выступают в качестве хранителей традиций, но развитие общества остановить все равно не получится. Традиция, кстати, никогда не осуждала передачу детей из семьи в семью — мало ли что могло случиться с родной матерью! Вот и народная мудрость подтверждает: не та мать, что родила, а та, что воспитала…
Вадим Фоменко