Posted 17 апреля 2013, 14:25

Published 17 апреля 2013, 14:25

Modified 31 марта, 19:38

Updated 31 марта, 19:38

Пока не грянул гром

17 апреля 2013, 14:25
Баланс сил в зоне Карабахского конфликта угрожающе нарушен. США и Турция ждут начала боевых действий, Армения надеется на помощь России, а Азербайджан - на помощь НАТО. Но участие союзников грозит разжечь большую войну.

Вероятность возобновления военных действий вокруг Нагорного Карабаха повышается с каждым днем. Это понимают не только в Ереване, Баку и Москве, но в США, Турции и Иране. Армянская, азербайджанская и американская пресса уделяет этой проблематике все больше внимания, но каждая из сторон смотрит на вопрос со своей субъективной и взаимоисключающей колокольни. Поэтому вывести общий знаменатель по условиям мирного урегулирования Карабахского конфликта, даже с большими натяжками, видится практически нереальным делом.

Эксперты армянского издания Lragir делают вывод, что «Признание Нагорного Карабаха становится очевидной реальностью, с которой остается смириться Турции и Азербайджану. Остальные уже демонстрируют, что считают эту реальность состоявшейся». В пользу своей версии они приводят признание независимости НКР тремя американскими штатами - Массачусетс, Род-Айленд и Мэн, а также одним из австралийских штатов.

Они также полагают, что в целом США «… никогда не скрывали, что не признают территориальную целостность Азербайджана в его представлении», и аналогичной позиции придерживаются Россия с Европой. Таким образом, международные посредники по урегулированию ведут переговоры по поводу того, в какой мере целостность Азербайджана должна быть нарушена, и где будет проходить новая граница.

Однако это же издание констатирует, что баланс сил в зоне Карабахского конфликта резко изменился, что может привести к нарушению военно-политического равновесия. В частности, России полностью ушла с Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане, а «до этого появилась информация, что Азербайджан перестал покупать оружие у России».
«До сих пор баланс в зоне карабахского конфликта удерживался в определенной мере благодаря тому, что Россия продавала Армении оборонительное вооружение, а Азербайджану наступательное», - поясняют армянские эксперты. Таким образом, отмечают они, российская компонента военно-политического баланса нивелировалась, и теперь Россия должна либо усилить свое присутствие в Армении и стать официальным гарантом безопасности и этой республики, и НКР, либо, вместе с США и Францией, вынудить Азербайджан подписать пакт о ненападении.

В Ереване прогнозируют, что Россия выберет первый вариант, и ее войска, в рамках ОДКБ, дислоцируются в Карабахе. На первых порах – в качестве защитников аэропорта в Степанакерте. Здесь также не исключают, что именно с возможностью ввода российских войск в НКР был связан долгий визит в Армению спецпредставителя МИД Ирана Рамина Мехманпараста. «Главным содержанием его визита стал призыв решить карабахский конфликт мирным путем. Иными словами, Иран не желает видеть в Карабахе, с которым имеет более чем 100-километровую границу, чужие войска – российские, натовские или турецкие», - пишет издание.

С перспективным вводом в Карабах российских войск может быть связан и предстоящий 25-26 апреля визит в Москву главы армянского МИД Эдварда Налбандяна. Не исключено, что Ереван попытается убедить Москву в том, что если российские войска будут размещены в Карабахе, Азербайджан и Турция не посмеют начать войну.

Между тем западные аналитики прогнозируют возобновление вооруженного конфликта в 2014 году, после президентских выборов в Азербайджане осенью текущего года. Вероятно, их прогнозы небезосновательны: недавно в Стамбуле состоялась встреча главы МИД Турции Ахмета Давутоглу и госсекретаря США Джона Керри. По информации Госдепа, стороны обсудили двусторонние отношения, конфликты в Сирии, на Кипре, между Израилем и Палестиной, а также на Южном Кавказе, включая карабахский.

Азербайджанское издание «Зеркало. Az» со ссылкой на дипломатические источники в Анкаре сообщает: Турция и США считают реальным полномасштабное возобновление военных действий за НКР, которые «неизбежно перекинутся и на армяно-азербайджанскую границу». Отмечается, что такое развитие событий усилит как военно-политическое присутствие России в регионе, так и зависимость официального Еревана от Москвы. Но США и Турция ни в коем случае не желают этого, имея в виду возможность силового сценария вокруг иранской ядерной программы. Азербайджанские аналитики, кроме того, подчеркивают общую позицию Анкары и Вашингтона, по которой Азербайджан не должен реагировать на «провокации» в зоне соприкосновения войск противников, поскольку его западные партнеры и Турция «не располагают на Южном Кавказе достаточным уровнем военно-политического присутствия, способным нейтрализовать российскую экспансию».

Правда, не совсем понятно, каким путем Россия усилит свое военное присутствие в Армении, если общей границы у них нет, а Грузия, лежащая между ними, вряд ли добровольно согласится пропустить российские войска и эшелоны по их снабжению по своей территории. Возможно, публичные рассуждения о «российской экспансии» призваны легимизировать ввод войск НАТО на территорию Азербайджана, что было бы крайне желательно и для работающих на Каспии западных нефтяных компаний, и для Вашингтона в свете возможной атаки на Иран. Азербайджанское издание со ссылкой на диписточники сообщает, что «… на турецко-американских консультациях на уровне глав внешнеполитических ведомств обсуждались возможные перспективы непосредственного западного военного присутствия на Южном Кавказе, в том числе и в Азербайджане, для обеспечения безопасности партнеров и союзников США в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. [...] Официальный Баку заинтересован в подобном варианте развития событий».

О необходимости участия НАТО и ЕС в решении Карабахского конфликта говорят на официальном уровне и в самом Азербайджане. Вышеупомянутое издание цитирует заведующего общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанова: «К сожалению, эти две организации не занимаются активно нагорно-карабахской проблемой. Они делают заявления, признавая территориальную целостность и призывая обе стороны достичь мирного урегулирования. Но мы считаем, что потенциал этих двух институтов в обеспечении региональной безопасности гораздо больше, и они должны использовать его». При этом Али Гасанов пытается мотивировать западных партнеров тем, что ЕС и НАТО обеспечат «более безопасные поставки энергоресурсов в страны ЕС».

Для самых непонятливых «Зеркало. Az» расшифровывает: «Во-первых, официальный Баку заинтересован в военно-политическом присутствии Североатлантического блока на Южном Кавказе, и почти открытым текстом звучит призыв: «Защитите хотя бы собственные энергетические интересы». Во-вторых, стороны нашли или же очень близки к согласованию формата западного военно-политического присутствия в регионе, и заявление представителя администрации азербайджанского президента «является определенного рода посланием соседям, от которых исходит угроза Азербайджану, причем, речь, прежде всего, идет о России и Иране».

Интересно, что «ускоренное» прекращение функционирования Габалинской РЛС, по мнению азербайджанских экспертов, образовало в Азербайджане стратегическую пустоту, которую должны заполнить вооруженные силы НАТО. «Худо-бедно эта военная база выступала в качестве гаранта отсутствия прямой угрозы агрессии со стороны России и частично – со стороны Ирана. Грубо говоря, неприлично нападать на страну, на территории которой находится твоя военная база. Также непозволительно, когда на эту страну нападает кто-то другой. Этой военной базы больше нет. Мы, как говорится, повисли в воздухе», - поясняют они.

Но введут или нет США, Турция и другие старны НАТО свои войска в Азербайджан, выяснится, скорее всего, только тогда, когда гром действительно грянет. Поскольку, как показывает история, превентивные меры на Южном Кавказе практически не работают, и дело почти всегда доходит до войны.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь