Posted 15 апреля 2013, 12:27

Published 15 апреля 2013, 12:27

Modified 31 марта, 19:42

Updated 31 марта, 19:42

Водитель для Венесуэлы

15 апреля 2013, 12:27
Новым президентом Венесуэлы стал бывший водитель автобуса Николас Мадуро. Избиратели с небольшим перевесом голосов отдали власть политическому наследнику Уго Чавеса. Для экономики России это хорошая новость.

Новым президентом Венесуэлы - основного экономического партнера России в Латинской Америке, стал Николас Мадуро, давний соратник Уго Чавеса. По данным, объявленным Национальным избирательным советом (НИС) Венесуэлы, он набрал чуть более 50% голосов.

На стороне Мадуро армия и полиция, поэтому он смело заявил, что готов согласиться на проверку результатов голосования. Этого требует оппозиция, не признавшая итогов народного волеизъявления.

Что касается российских госкорпораций, то для них исход выборов стал хорошей новостью — все подписанные при Чавесе контракты в области ТЭК и торговли оружием сохранят силу.

Итак, по данным НИС, бывший водитель автобуса Николас Мадуро набрал 50,76% голосов венесуэльских избирателей. Его главный соперник, единый кандидат от оппозиции Энрике Каприлес, по официальной версии, получил только 49,07%. Таким образом, власти полагают, что на долю оставшихся пяти кандидатов пришлось менее 0,5% голосов. Всего на выборы пришли около 14 млн человек, при том, что всего правом голоса в Венесуэле обладают чуть менее 19 млн человек.

Венесуэльская оппозиция утверждает, что выборы были сфальсифицированы и заявляет, что на самом деле победил Каприлес. Кандидат от оппозиции, судя по тому, что он отказался признавать результаты выборов, думает так же.

При этом вопросы у многих противников Мадуро и сторонних наблюдателей вызывают не столько результаты самого единого кандидата от оппозиции, сколько запредельно низкая поддержка пяти «технических» участников президентской гонки.

Подразумевается, что голоса были украдены именно у них, а затем приписаны преемнику Уго Чавеса. Что и позволило Мадуро набрать более 50 процентов, необходимых для победы уже в первом туре.

Правда, накал предвыборный борьбы в Венесуэле был таков, что нельзя полностью исключать и радикальной поляризации общества, в полном соответствии с официальными итогами выборов.

Мадуро и военные из «ближнего круга» скончавшегося от рака Уго Чавеса, использовали все возможные инструменты воздействия на общественное сознание. Были и сообщения о «чудесах», вроде явления самого Чавеса в виде птицы. И поиски иностранных диверсантов, которых задержали, по странному стечению обстоятельств буквально за день до голосования. И обещания сохранить все социальные льготы, фиксированные цены и прочие боливарианские «коммунистические» радости, введенные покойным президентом.

Кроме того, явно опасаясь «бархатной» революции, действующие власти Венесуэлы постоянно были настороже. По странному стечению обстоятельств, в некоторых районах, где особенно сильны были позиции Каприлеса, не все избиратели успели проголосовать до закрытия избирательных участков. Там с просьбой сохранять спокойствие к населению пришлось обращаться представителям армии.

Ну а после объявления предварительно-окончательных итогов голосования, как назвали их сами члены Национального избирательного совета, власти призвали граждан прийти к президентскому дворцу.

Однако вмешательства военных и «народных масс» для «сохранения» победы Мадуро пока не понадобилось.

Оппозиция, конечно, не сидела сложа руки до подведения итогов голосования, и Энрике Каприлес еще до официального их обнародования призвал своих сторонников готовиться к тому, что результаты могут быть сфальсифицированы и у них «украдут победу». Противники продолжения политики Уго Чавеса и сторонники возвращения в «развитой капитализм» вышли на улицы с пустыми кастрюлями сразу после того как НИС подвел итоги голосования. Но на штурм президентского дворца Мирафлорес никто пока не идет.

Между тем, пока в Венесуэле спорят, в России радуются. Российские госкорпорации подписали многомиллиардные контракты с Венесуэлой и в их реализацию уже инвестировано немало средств, так что потери от смены власти могли бы измеряться даже не миллиардами, а десятками миллиардов долларов (если считать не только прямые убытки, но и упущенную выгоду).

Если военные контракты немногим превышают 3 млрд долларов, то сотрудничество в нефтяной сфере в будущем сулит более 20 млрд. При этом, если верить директору Фонда национальной энергетической безопасности Константину Симонову и другим экспертам, Москва, по требованию венесуэльской стороны, авансом вложила уже немало средств в будущие проекты. Так что даже просто их отмена стала бы для России болезненным ударом по карману, да и по имиджу на международной арене тоже.

Пока же, в связи с победой Мадуро, можно не опасаться резкой смены внешнеполитического, а значит и экономического курса Венесуэлы. Конечно, если он сумеет удержать власть, в ближайшие год-два.

Что будет потом — предсказать сложнее. Долгосрочную политику Мадуро спрогнозировать достаточно сложно. Как предупреждают эксперты, нельзя исключать изменения курса в отношении зарубежных инвесторов и даже частичной переориентации на США.

В этом случае потери России будут еще более существенны. Ведь заключенные еще при Чавесе контракты держались, в значительной мере, на личностном факторе, а личность, как показала судьба покойного президента — самая ненадежная инвестиция. Ведь она, к сожалению, смертна и смертна внезапно.

Иван Преображенский

Подпишитесь