Posted 29 марта 2013, 11:22
Published 29 марта 2013, 11:22
Modified 31 марта, 20:00
Updated 31 марта, 20:00
Польша хочет помочь России подготовиться к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Передавать опыт планируется, в том числе, за счет привлечения польского бизнеса, который мог бы на этом еще и заработать. В кулуарах прошедшего в Москве форума «От Чемпионата Европы к Чемпионату Мира по футболу», поляки презентовали свои возможности, а корреспондент «Росбалта» взял интервью у президента города Гданьск Павла Адамовича, чей регион граничит с Калининградской областью, чтобы попробовать понять: как сегодня строить сотрудничество двух самых близких территорий России и Польши. Особенно после того, как в прошлом году передвижение в этом регионе стало безвизовым.
- Господин Адамович, насколько выросло количество россиян, приезжающих из Калининграда в Польшу после введения режима безвизового приграничного передвижения и какие технические сложности пришлось преодолеть именно на местном уровне? В том числе, в рамках достижения взаимопонимания с калиниградской администрацией, в частности с российской погранслужбой, руководство которой ранее скептически отзывалось о необходимости введения безвизового режима?
- Рост огромный! Причем, что интересно, по нашим данным, большинство из них приезжает, используя традиционные шенгенские визы. Россияне меньше пользуются возможностями малого приграничного движения, нежели поляки. Вероятно, это проистекает из того, что традиционные визы дают возможность передвигаться по всей территории шенгенского соглашения. Тем не менее, даже с учетом этого, рост в течение года, огромен. Так что российские номера автомобилей часто встречаются на границах Польши. Русский язык слышен в ресторанах, в магазинах. Такого не было еще два года назад в таком масштабе, как сейчас.
Я знаю, что раньше россияне чаще ездили в область Мазурского воеводства. Но сегодня именно Гданьск и Сопот переживают «нашествие» россиян, в хорошем смысле этого слова. Польские пограничные службы, в основном, весьма либеральны. Хотя из прессы я знаю, что многие российские предприниматели из Калининграда, которые работают в продовольственной сфере, не слишком довольны произошедшим. Потому что оказалось, не знаю, по каким причинам, что продовольственные продукты в Гданьске заметно дешевле, чем в Калининграде.
Полагаю, что это должно вызвать какие-то изменения на калиниградском рынке продуктов питания. Скорее всего, должно наступить снижение цен и рост конкуренции.
- Насколько я знаю, недовольство касается отнюдь не только торговли продуктами питания. Речь, в частности, о гданьском аэропорте. Я был в нем после модернизации, проведенной к Евро-2012 и могу сказать, что это и правда очень комфортный аэропорт. Однако сегодня получается, что многие калининградцы предпочитают летать именно через него. И это проблема для клининградского аэропорта. Есть точка зрения, что нарушается принцип взаимности, выгода должна быть общей, например, для укрепления позиций калининградского аэропорта, речь могла бы идти о создании некоего регионального авиационного хаба, совместно с Гданьском. В противном случае, калинниградские авиационные ворота оказываются на грани банкротства, а это вопрос стратегической безопасности российского региона.
- Мы часто слышим, что Калининград хочет модернизировать свой аэропорт, очевидно, это необходимость, проистекающая из того, что здесь будет проходить часть матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. И в долгосрочной перспективе мы, конечно, будем между собой конкурировать. Но, все зависит от того, когда Россия радикально либерализует доступ на свой авиарынок. То есть, говоря метафорически, откроет небо для всех, кто хочет летать. Откровенно говоря, я глубокий сторонник этого, тем более, что мы этим тоже немного воспользуемся.
И хотя мы от этого немного потеряем, потому что наш аэропорт конкурент калининградскому, но давайте будем помнить, что в авиационным бизнесе учитывается, сколько людей живет на расстоянии 100 км от аэропорта. И какой уровень заработка у этих людей. И с этой точки зрения у нас немного лучшие условия для роста количества клиентов в авиационном сообщении.
Сегодня Гданьск – второй после Кракова региональный авиационный порт в Польше. Когда-то мы были третьими, и перед нами шли Катовице, столица Силезии. Но сейчас мы победили. В этом году мы должны выйти на объем три миллиона пассажиров в год. И действительно, в Гданьске выросло количество людей, которые регулярно пользуются авиасообщением. Например, с Варшавой, - это очень популярное направление. Конечно же, еще Лондон.
Если бы я был премьером России, то самое позднее за год до футбольного чемпионата 2018 года, я бы «открыл небо» над Россией, потому что это дало бы вам огромный прирост количества туристов. А чемпионат – это великолепная основа для продвижения и рекламы страны. Но если вы не откроете небо до его начала, то это было бы то же самое, что иметь пирожное, но не есть его.
- Сегодня, очевидно, добираться из Калининграда до Гданьска удобнее всего на автомобиле. А возможно ли налаживание регулярного массового пассажирского сообщения по воде?
- Водный транспорт работал раньше, до того как начал развиваться автомобильный транспорт. У нас есть такая фирма «Жеглюга». Она уже 15-16 лет возит пассажиров. Конечно, там бывают проблемы – с вашей стороны. Особенно с запретом передвижения в переделах Вислинского залива. Там были проблемы. Говоря между нами, сейчас все хорошо, в недалеком прошлом, все было в порядке и суда плавали, а потом какой-то чиновник скажет «нельзя» и судоходство закрывали.
Но у этого маршрута все же более рекреационный характер. Люди плывут, смотря по сторонам. С точки зрения Калининграда это, конечно, важно. Но нам важнее все же туристы, которые приезжают на автомобиле и дольше остаются, а значит оставляют больше денег. Те же, кто плывет на корабле, те оставляют деньги преимущественно на борту, потому что там есть зона duty-free.
- Получается, что сегодня Гданьск для калининградцев это и место, где они покупают товары повседневного спроса, и отдыхают как туристы. Однако для тех, кто приезжает из так называемой «большой России», Гданьск – это именно туристический центр. А ведь им бы водный транспорт мог дать возможность легко добираться до Польши, с тем, чтобы отдохнуть там. Есть ли какие-то программы, нацеленные на расширение «большого» российского туризма через Калининград в Гданьск?
- Отели и санатории учатся привлекать российских туристов. Раньше россиян не считали потенциальными клиентами. Но, мне кажется, что и туристический бизнес в Калининградской области должен начать ориентироваться, в том числе, на поляков. Приезд на выходные или на неделю, будет вполне конкурентным предложением для польского среднего класса.
Это будет конкурентное предложение, по сравнению с перспективой поехать в Закопане или на Мазуры, тем более, что всегда привлекает инакость. С другой стороны, мне кажется, что поляки себя в России чувствуют комфортно. Им удобно в связи с лингвистическим сходством языков. Также как уже сегодня есть мода на приезд россиян на отдых в Польшу, в Гданьск, калиниградский бизнес должен установить моду на приезд поляков в Калининград.
Беседовал Иван Преображенский