Posted 26 марта 2013, 20:05
Published 26 марта 2013, 20:05
Modified 31 марта, 20:04
Updated 31 марта, 20:04
Российские промышленные предприятия переживают настоящую чистку. Замедление экономики и необходимость выполнения требований ВТО приводят к закрытию крупнейших заводов во всех субъектах РФ.
По данным, которые приводит сайт партии КПРФ, за последние 4 года в России прекратили работу более 30 гигантов советской промышленности – таких как АЗЛК, Ижевский мотоциклетный завод, Павловский Инструментальный завод, Липецкий тракторный завод, Судостроительный завод «Аангард», Саратовский авиационный завод, и многие другие.
На сегодняшний день официально в состоянии банкротства находятся 25 градообразующих заводов: это предприятия по производству и переработке леса, полезных ископаемых, стройматериалов, пищевой промышленности и легпрома. Компании-банкроты есть во всех сферах производства. При этом 90 предприятий, которые вот-вот могут быть закрыты, относятся к стратегическим.
Только за последние месяцы на грани выживания оказались несколько крупнейших производств в разных регионах России. Так, в конце прошлого года практически приостановил работу Соломбальский ЦБК. Комбинат специализируется на выпуске небелёной сульфатной целлюлозы. Рентабельность этого продукта изначально невысока, поэтому любое колебание рыночной цены сразу сказывается на финансовом состоянии завода. По словам представителей ЦБК, цены на целлюлозу в течение прошлого года постоянно снижались, и предприятие было вынуждено работать в режиме жесткой экономии. В итоге не нашлось денег на модернизацию и замену старого оборудования, которое не справилось с нагрузкой и было остановлено.
Финансовые трудности испытывает и ОАО "Светлозерсклес", также входящее в УК "Соломбалалес". У леспромхоза накопились долги и по налогам в бюджет одного из муниципальных образований Архангельской области.
Эффект Пикалево
Экономические проблемы отдельных компаний – это не просто головная боль финансовых директоров. Упадок отдельного предприятия может вызвать болезненную реакцию со стороны населения. В начале года один из работников Соломбальского ЦБК покончил собой прямо на рабочем месте. Не исключено, что к этому мужчину подтолкнуло известие о зарплате в 800 рублей.
Возможно, государству удастся избежать повторения трагических событий или нового «социального взрыва» хотя бы в поселке Надвоицы под Петрозаводском. Жители монопоселка протестуют против закрытия Надвоицкого алюминиевого завода – градообразующего предприятия, которое, как опасается местное население, скоро будет остановлено. Как и в печально известном Пикалево, в Надвоицах уповают только на президента.
В своем письме к Путину они умоляют не оставлять людей без работы: «Надвоицкий алюминиевый завод – это единственное предприятие, которое дает нам возможность существовать. Если закроют предприятие, то все жители Надвоиц останутся без средств к существованию, и на карте России появится еще один «город-призрак», появятся тысячи нищих».
По словам жителей Надвоиц, собственник завода, холдинг РУСАЛ, собирается перепрофилировать предприятие. Однако на деле модернизации производства не происходит. «К тому же все работники завода и жители поселка прекрасно понимают, что это и нереально, потому как не может алюминиевый завод выпускать что-то другое. И все прекрасно понимают, что это просто-напросто отписка, чтобы не сеять страх и панику среди населения, которые как раз уже распространяются», - обращаются к Путину надвоичане. «Неужели, чтобы отстоять свои права на труд, нужно действовать по принципу Пикалева и Богословска?», - спрашивают они.
В России сегодня насчитывается 337 моногородов. 33 из них расположены в Северо-Западном федеральном округе. Некоторым удается частично справляться с финансовыми трудностями. Как заявил недавно глава администрации президента Сергей Иванов, положительным можно считать пример Кондопожского ЦБК, где идет частичное перепрофилирование производства. Напомним, что в феврале компанию объявили банкротом. Комбинат задолжал кредиторам более 13 млрд рублей. Между тем, на заводе задействованы 30% трудоспособного населения Кондопоги.
Очевидно, что государство не заинтересовано в массовых волнениях и новых социальных взрывах. По словам Иванова, работу с моногородами должен продолжить новый полпред президента в СЗФО Владимир Булавин.
Ничего личного
Между тем российская экономическая статистика будто не замечает маленьких трагедий, которые разыгрываются в регионах.
Так, например, индекс деловой среды, рассчитанный РСПП в феврале, носит «умеренно-позитивный характер». «Часть компонентов Индекса - рынка производимой продукции, логистики и инфраструктуры, а также инвестиционной и социальной активности - показали небольшое падение. По другим составляющим наблюдается, напротив, некоторое улучшение ситуации», - говорится в отчете РСПП.
Банкротства промышленных гигантов не портят и общей статистики по финансовой несостоятельности российских компаний. Так, по оценкам экспертов Credinform, в прошлом году из-за банкротства было ликвидировано на 17,5% меньше компаний, чем в 2011-м. По данным агентства, больше всего банкротов среди предприятий оптовой и розничной торговли.
До недавнего времени продолжал расти и индекс промышленного производства. Однако реальное состояние российской промышленности уже начало оказывать влияние на статистические показатели в начале текущего года: в феврале индекс промпроизводства резко упал на 2%. Темпы замедления удивили даже пессимистично настроенных аналитиков. Сильнее всего — на 10% — сократилось производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Обрабатывающее производство снизилось на 0,1%, а добыча полезных ископаемых — на 2,2%.
Экономисты считают, что главная причина снижения темпов роста промышленности - низкая деловая активность в производственной сфере. Из-за введения правил ВТО многие российские компании перестали справляться с конкуренцией со стороны импорта. Против отечественных производителей сыграло и то, что они оказались фактически отрезаны от рынка капиталов.
«Ставки на межбанковском рынке стабильно выше 6%. Собственные финансовые ресурсы сократились у 15% предприятий. Прибыль снизилась у 18% предприятий, - констатирует начальник управления инвестиционных операций АКБ "Ланта-Банк" Олег Поддымников. – Кроме того, снизилась покупательская активность населения. Это привело к замедлению темпов продаж автомобилей: 2% в феврале против 5% в январе».
Теоретически, подстегнуть рост промпроизводства может Банк России. Однако пока регулятор продолжает держать ставку на высоком уровне. «Последний раз она понижалась еще в 2011 году, благодаря чему удалось добиться некоторого увеличения темпов экономического роста», - напоминает аналитик финансовой компании "AForex" Нарек Авакян. Однако, по его мнению, снижение ставки вряд ли сразу существенно повысит производственную активность в промышленности. К тому же, ЦБ вряд ли снизит ставку раньше III квартала. А значит, в этом году российским промышленникам придется рассчитывать только на себя.
Мария Коваценко