Posted 21 марта 2013, 14:20

Published 21 марта 2013, 14:20

Modified 31 марта, 20:10

Updated 31 марта, 20:10

Полиция спряталась за пассажиров

21 марта 2013, 14:20
Полицейским и властям брошен вызов: в Петербурге, несмотря на ежедневные обращения пострадавших и потенциальных жертв, жалобы чиновников и призывы "найти и обезвредить", вновь совершено нападение на маршрутку.

Полицейским и властям брошен вызов: в Петербурге, несмотря на буквально ежедневные публичные обращения пострадавших и потенциальных жертв, жалобы чиновников и призывы «найти и обезвредить», вновь совершено нападение на маршрутку.

Сегодняшнее нападение на маршрутку К-195 компании «Питеравто» - второй случай за последние пять дней. В субботу, 16 марта, банда нелегалов на джипах перегородила дорогу на проспекте Просвещения автобусам «Леноблпассажиравтотранса», работающим по договору с областным правительством, и в течение суток (!) не пускала их на линию. В начале марта неизвестные обстреляли сразу 13 автобусов «Питеравто». Всего, по данным Петербургского бюро транспортной информации (ПБТИ), за два с половиной месяца 2013 года в Северной столице были обстреляны около 30 единиц автотранспорта, принадлежащего разным компаниям, но объединенных одним - они работали легально, то есть с соблюдением всех требований законодательства и заключив необходимые договора с государственными ведомствами.

Как рассказали «Росбалту» в ПБТИ, сегодня в 10:30 маршрутка К-195, работающая по маршруту метро "Сенная площадь" – улица Партизана Германа марки ПАЗ компании "Питеравто", как обычно, стояла на кольце в ожидании пассажиров. Однако вместо пассажиров на посадку к машине подошли пятеро неизвестных, которые битами разгромили автобус: разбиты стекла, водитель чудом не пострадал.

В отличие от субботнего нападения, когда, по словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко и самих автотранспортников, полиция в течение нескольких часов не реагировала на обращения пострадавших и не торопилась хотя бы подъехать к месту конфликта, сегодня стражи порядка приехали достаточно быстро. Однако, как сообщили «Росбалту» в Главке, выяснилось, что сегодняшнее нападение — это якобы обычная внутрикорпоративная разборка. По словам полицейских, несколько дней назад водители не поделили между собой очередность выхода в рейс, и сегодня обиженная сторона подкараулила конкурентов, подрезав их на «Ладе», и проучила битами. В «Питеравто» такой информацией пока не располагают и настаивают на нападении извне.

Не исключено, что нынешний конфликт может иметь под собой и такую подоплеку — как говорится, под шумок можно и личные конфликты уладить. Однако не только транспортникам, но и пассажирам вовсе не до смеха.

В пассажирском транспорте уже появились на стеклах стикеры с просьбой не расстреливать автобусы, так как можно погубить чужую жизнь. Подобные объявления размещены в автобусах «Пассажиравтотранса», на которые также активно нападали нелегалы. Пассажиры говорят, что сами уже боятся садиться в общественный транспорт, поскольку там вполне реально получить пулю.

Между тем в полиции ситуацию комментируют крайне сдержанно, а многочисленные пресс-конференции по проблеме, проходящие сейчас в Петербурге буквально одна за одной, игнорируют, ограничиваясь справками о количестве возбужденных дел. В неформальных беседах стражи порядка говорят о том, что уголовное дело в отношении хулиганов возбудить трудно. Например, по факту обстрела более 60 транспортных средств в 2012 году возбуждено лишь семь уголовных дел, и ни одно до сих пор не завершено. Относительно «неторопливости» действий полицейских в случае с блокированием движения и угрозами в адрес «Леноблпассажиравтотранса» уверяют, что отреагировали сразу, как поступило письменное заявление от пострадавших, а суточное «опоздание» к месту происшествия, о котором говорил губернатор Дрозденко, предпочитают не комментировать.

«Полиция расписывается в невозможности применить к нападавшим статьи УК и ограничивается в лучшем случае возбуждением дел по КоАП. Они позволяют себе роскошь не приезжать на случаи нападения на пассажирский автотранспорт, все показания и обстоятельства дел не протоколируют, дела не возбуждают. Раз они так — значит и нам надо более жестко действовать, - говорит в интервью «Росбалту» председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. - Мы уже направили законодателям и в Минтранс соответствующие документы с требованием внести поправки в УК с тем, чтобы нападения на пассажирский транспорт расценивались как уголовное преступление, как угроза жизни и здоровью пассажиров, как нарушение общественной безопасности. Тогда, может быть, и в МВД задумаются, если не об исполнении своих прямых обязанностей по защите порядка, то хотя бы о статистике. Незафиксированные и нераскрытые уголовные дела будут портить им «картинку», и тогда по шапке получать они будут уже не от местного начальства, а от главы МВД. Иначе мы не видим выхода из этой ситуации».
По словам Киселева, очевидна несправедливость законодательства.

«Требования к официальным перевозчикам напоминают инструкции по оформлению и использованию атомной подводной лодки, - говорит Киселев. - Мы столько всего обязаны сделать для обеспечения безопасности, что впору на самом деле подлодкой стать. Но сила закона должна быть не только внутри, но и вне пассажирского транспорта. И мы выходим на федеральный уровень, ведь обстреливают маршрутки не только в Петербурге, но и в Москве, Омске, Новосибирске — да, пожалуй, во всех городах-миллионниках».

Ситуация с безопасностью в общественном транспорте не первый год волнует и федеральные надзорные ведомства. Так, замначальника Северо-Западного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Иванов говорит, что они постоянно обращается в ГУ МВД, ГИБДД и комитет по транспорту с просьбой отрегулировать ситуацию с пассажирскими перевозками. Однако ответной реакции практически нет. "Мы инициируем плановые проверки транспортных компаний, прокуратура даже удивляется, почему это мы так часто в рейды выходим. Но наши права ограничены: нелегалы штрафуются на копейки (на 100-150 рублей) и буквально через час снова выходят на линию", — рассказал "Росбалту" Валерий Иванов.

Транспортники говорят, что сегодня выгоднее работать нелегально. Или выходить на рейс в сопровождении сотрудников ЧОП.
"У нас 17 официальных автоперевозчиков, заключивших договор с комитетом по транспорту. Но часто они сами используют третьих лиц, которые имеют лицензию на право перевозок, но не заключили договоров с городом. Они выходят на линии в часы пик и фактически дублируют маршруты официальных перевозчиков, буквально выпихивая друг друга с дороги. И к ним присоединяются откровенные нелегалы, у которых нет вообще никаких разрешений на пассажирские перевозки. Получается, что на многих востребованных маршрутах автобусы встают в 3-4 ряда, создавая угрозу и пассажирам, и дорожному движению. Сеть на 90% дублируется нелегалами", — жалуются перевозчики.

Эксперты утверждают, что в данной ситуации бездействие полиции уже нельзя ничем оправдать, а их ссылки на невозможность возбудить уголовные дела хотя бы по «хулиганке» - просто нежелание заниматься «мелкими» происшествиями. То, что за каждым таким происшествием может стоять чья-то жизнь, стражи порядка не задумываются.

После суточного конфликта на проспекте Просвещения в Петербурге дошло до абсурда. Чтобы защитить пассажиров, водителей и кондукторов, правительством Ленобласти и руководством полицейского Главка было принято решение временно сопровождать проблемные маршруты сотрудниками ГИБДД.

Пассажиры невесело усмехаются: «В кои-то веки и мы с эскортом поедем».

Марина Бойцова

Подпишитесь