Posted 20 марта 2013, 15:24

Published 20 марта 2013, 15:24

Modified 31 марта, 20:12

Updated 31 марта, 20:12

Синдром "аскетического христианства"

20 марта 2013, 15:24
Коктейль из религиозно-ортодоксальных взглядов с приправой псевдонародности в шейкере соцсетей смешался уже до такой степени, что людям все равно, кого обливать краской: музей автора "Лолиты" или памятник Ленину.

Вандалы и мракобесы уже сами не вполне понимают, против кого они воюют. Коктейль из религиозно-ортодоксальных взглядов с приправой псевдонародности в шейкере соцсетей смешался уже до такой степени, что людям все равно, кого обливать краской: музей автора "Лолиты" или памятник Ленину.

Героиня русской народной сказки, попавшая в рыбье царство, уныло повторяла: «Что воля, что неволя — все равно». Почему-то эта затюканная и слега пришибленная царевна вызывает ассоциации с нынешними «народными героями», то бросающимися на борьбу с персонажами Владимира Набокова, то ополчившимися на выставку Марата Гельмана, то устраивающими истерику возле петербургской молодежной «Ювенты», то требующими согнать геев и лесбиянок в резервации. «По ходу» достается и тем, кто волей-неволей «мимо проходил». Например, актерам, журналистам, писателям, врачам, психологам - словом, всем тем, кто еще пытается как-то защитить культуру от выходок мракобесов.

Последние полгода (не считая деятельности всем известного депутата) в «культурной столице» России выдались вообще «на славу». В конце 2012 года некие "казаки" выступили против спектакля "Лолита", написав письмо руководству музея "Эрарта". Они заявили, что спектакль попадает под статью о пропаганде гомосексуализма и педофилии среди детей. Решение об отмене на следующий день приняли заслуженный артист России Леонид Мозговой и организаторы. Потом, правда, передумали, и спектакли раз в месяц все-таки идут в галерее.

Затем 13 января в Петербурге был избит организатор "Лолиты" Артем Суслов. Примерно в эти же дни - в ночь на 9 января - неизвестный бутылкой разбил окно в музее Набокова на Большой Морской улице. К бутылке была прикреплена записка с короткой цитатой из Ветхого завета. В конце января недоумки написали на стене городского музея Набокова слово «педофил». А чуть позже - 20 февраля — вандалы написали это же слово на стенах музея-усадьбы писателя Владимира Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района Ленобласти. Еще были атаки на братьев Чапменов, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и т.д. Все это позволяет уже серьезно говорить о том, что понятия «культура» и «Петербург» становятся мало совместимыми. Причем большинство этих акций идут под знаменами псевдорелигиозности.

«Мы сталкиваемся с началом периода аскетического христианства, - считает писатель и философ Александр Мелихов. - Помните, как сначала христиане уничтожали античную культуру? Но они срубали древние статуи обнаженных богов, давая взамен что-то другое. Тогда культура соперничала с культурой. Сейчас - нет. И не надо себя убеждать в том, что нынешние вандалы — это просто душевнобольные, которые ничего не понимают. Все они прекрасно понимают. Просто они концентрируют угрозы, которые витают в воздухе».

По мнению проректора СПбГУ Сергея Богданова, нынешние выходки малокультурных людей просто невозможно спланировать не только из-за их непредсказуемости, но и благодаря совершенно иным, недоступным ранее, свойствам коммуникаций.

«Любое вероисповедание подразумевает редактуру, - считает Богданов. - Было очевидно, что пьяный не может въехать в храм на лошади или в музей — на велосипеде. Существовали естественные фильтры. А сейчас — можно все. Уровень коллективного существования катастрофически упал, но появились его новые формы — например, социальные сети. В них каждый имеет право высказать свои взгляды, какими бы они не были. И другие, как говорится, подтянутся».

В том, что сверхидеей большинства подобных акций является самопиар, сходятся все эксперты. Так, директор пострадавшего от вандалов музея-усадьбы в Рождествено Ирина Авикайнен говорит, что в соцсетех и СМИ сообщение о надписи на стене музея появилось раньше, чем ее увидели сами сотрудники. Очевидно, что целью акции был именно пиар. Аналогичного результата уже достигли, например, так называемые «казаки», кричавшие о том, что «Лолиту» шашками порубают.

«На культуру атаки были всегда. Если прислушиваться к мнению невежд, надо запретить всю историю человечества, в которой святость и грех соединены воедино, - считает председатель Союза писателей Петербурга Валерий Попов. - И эти «казаки» стали популярны только благодаря Набокову. Кто знал бы о них, если бы не их выходки? Взглядам людей с мелкими корыстными интересами необходимо противопоставить взлет культуры в Петербурге».

На сугубо «культурной» встрече доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Михаил Решетников остался психологом. Он не мог не защитить любимого писателя хотя бы и от виртуальных вандалов.

«Скажите, кто из присутствующих читал «Лолиту»? И кто после этого стал педофилом? - поинтересовался ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников. - Ведь никто из этих мелких хулиганов «Лолиту» даже не читал. А ведь это не порнороман, это — притча. Помните начало «Лолиты»? Мальчик влюбляется в Беллу Ли, девочка умирает. Но детская фиксация очень мощная, и тут — по Фрейду — все неврозы идут из детства. Герой навсегда остается влюбленным в ребенка. Но Фрейд впоследствии отказался от своей идеи детских сексуальных травм как пожизненной позиции, а Набоков — не отказался. Но ведь мало кто помнит и конец романа, а ведь в конце автор убивает и Лолиту, и главного героя, говоря тем самым, что порок наказуем».

Интеллигенция, по старой доброй привычке ответив на вопрос о том, кто виноват, теперь задается вопросом, что же делать.

«Винить некого, виноваты все. Мы не осознавали последствий информационного взрыва, которой произошел благодаря Интернету, - считает Михаил Решетников. - Уже случилась маргинализация и пролетаризация культуры. Молодежь черпает из этой информационной помойки свои эстетические установки. В свете этого тот же вандализм — это попытка доказать свои ублюдочные взгляды. Вспомните того же Брейвика — ведь он это сделал, и это читают! Есть другие пути заявить о себе — это Лихачев, Сахаров, но это длинные и сложные пути».

В том, что власть все-таки должна защищать культуру, эксперты не сомневаются. Но опять же винят во всем себя. «Мы всегда хотели, чтобы власть отделилась от культуры, мы хотели прагматичную власть. И мы ее получили. Если бы в советские времена облили памятник Горькому или Фадееву, реакция властей была бы незамедлительной. А сейчас мы ей неинтересны. Власть занимается теми, кто доставляет ей больше всего хлопот. Пока мы ей хлопот не доставим, и реакции не будет», - отмечает Мелихов.

С коллегой солидарен и профессор Решетников: «Культура привыкла жить на деньги и под контролем государства. В СССР все гуманитарные науки развивались именно так. И теперь — никакой самостоятельности, но ситуацию необходимо менять, - считает доктор. - Правда, сегодня это сделать непросто. Растет агрессивность населения, которая в свою очередь порождает качественно новое явление — небывалое обогащение людей. Я их называю искусственной экономической элитой. Но параллельно растут люди на окраинах, в трущобах, которые никогда не войдут в эту элиту. И их это бесит. А когда человек зол, ему надо вымещать агрессию, и неважно, на что она направлена — на Набокова или на Ленина».

Эксперты с сожалением констатируют, что нравственная основа общества была уже давным-давно попрана. А дальше происходит то, что происходит, увы, всегда: сначала люди пытаются жить в огромном духовном мире, а заканчивают — в мирке.

Марина Бойцова

Подпишитесь