Posted 12 марта 2013, 06:44
Published 12 марта 2013, 06:44
Modified 31 марта, 20:22
Updated 31 марта, 20:22
Власти Петербурга впервые за 15 лет приняли решение не участвовать в инвестиционном форуме MIPIM. Городу нужна новая инвестпрограмма, объясняют в администрации. Город просто теряет интерес к крупным проектам, считают эксперты.
Сегодня в Каннах начинает работу крупнейший европейский инвестиционный форум MIPIM. Мероприятие считается местом традиционного сбора профессионалов из сферы городского управления, недвижимости, банковского дела, а также представителей транснациональных корпораций. Впервые Петербург стал участником форума в 1998 году. С тех пор представители администрации город на Неве были традиционными участниками выставки. Маломальские возможности быть замеченными в каннском Дворце фестивалей изыскивались даже после мирового финансового кризис 2008 года, когда каждый экономил на чем только можно. И вот «в ситуации текущей экономической стабильности», которая во многом зависит и от внешних связей, Северная столица решила взять тайм-аут. Впервые за 15 лет ни на выставочных, ни на дискуссионных площадках авторитетного мероприятия нельзя будет увидеть чиновников Смольного.
Ситуация неординарная. Петербург, который в течение последних лет только и делал, что призывал к себе варягов с деньгами, проигнорировал крупнейший инвестиционный форум.
Считается, что на решение не принимать участия в форуме повлиял тот факт, что профильный исполнительный орган, отвечающий за привлечение инвестиций, недавно был подвергнут преобразованиям. Напомним, что 1 января 2013 года перестал существовать комитет по инвестициям и стратегическим проектам. На его месте появились комитет по инвестициям и комитет по туризму. Петербургу еще только предстоит принять новую долгосрочную инвестиционную стратегию. Поскольку данного документа нет, то посещать выставку не имеет смысла, говорят в Смольном.
Отчасти такую позицию можно понять. Например, столичный мэр Сергей Собянин, который в отличие от своего петербургского коллеги Георгия Полтавченко лично посетит MPIM-2013, как раз утверждает, что Москва выработала новую инвестиционную политику, то есть определилась со своими желаниями. Со свежими проектами москвичи и собираются наведаться на Ривьеру. Ходят слухи, что представители столицы даже организуют в Каннах товарищеский хоккейный матч. Таким образом Собянин планирует продвигать строительство нового Ледового дворца спорта.
В то же время соседняя городу на Неве Ленинградская область, руководство которой не слишком много разглагольствовало о выработке стратегических инвестиционных программ, в Каннах будет. Причем на Лазурный берег ее представители прибудут после пятилетнего перерыва. Если оставить за скобками проект развития порта Усть-Луга, без упоминания которого не обходится ни одно крупное мероприятие с участием представителей 47-го региона, то основной акцент на этот раз будет на строительном комплексе области.
"Вице-губернатор Георгий Богачев сделает доклад в рамках выставки MIPIM — о текущей ситуации в строительстве региона и о перспективах, в том числе о планах по вводу жилья", — пояснили в правительстве области.
Старший научный сотрудник исследовательского отдела Международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" Лев Савулькин считает, что решение об участии или неучастии в таком крупном форуме целиком и полностью принимает администрация. «Если город заинтересован в привлечении инвесторов под свои проекты, то ехать необходимо», - говорит эксперт. При этом причин неучастия может быть две. Либо у Петербурга просто нет таких проектов, к реализации которых он хотел бы привлечь иностранный капитал, специалистов зарубежных компаний, либо представление интересов города на Неве было делегировано федеральным чиновникам. По словам Савулькина, решение отказаться от MIPIM, который мог бы стоить 15 млн рублей, вряд ли связано с желанием властей не влезать в городской бюджет. И хотя в Смольном любят повторять слова о необходимости беречь каждую копейку и пресекать нецелевое использование средств, при грамотном позиционировании на выставке эти средства могли бы в скором времени вернуться в городскую казну.
С другой стороны, если посмотреть на те проекты, которые Петербург еще в прошлом году презентовал в Каннах, то становится понятно, что ехать в очередной раз на Лазурный берег в общем-то и незачем. Что город может показать сегодня мировой общественности?
Стадион для футбольного клуба «Зенит», который уже в течение шести лет строят и так и не могут построить? Какой, интересно, денежный мешок рискнет вложиться в находящийся на карандаше у аудиторов Счетной палаты долгострой, на который и так уже было потрачено 44 млрд рублей?
Планы по преобразованию Апраксина двора - опять скандал. С одной стороны, власти города, уставшие ждать погоды у "синего забора" «Главстроя СПб», приняли окончательное решение не продлевать контракт на право реконструкции исторического квартала. С другой, показательно демонтированная ограда вновь начинает возводиться, поскольку якобы Олег Дерипаска сумел договориться о продлении инвестдоговора.
Проект создания многофункционального комплекса «Набережная Европы» на месте института «Прикладная химия», также успевший засветиться на MIPIM, опять же приостановлен. Теперь на этом участке планируется возводить здания Высшего арбитражного и Верховного судов. Инициатива не находит понимания у городской общественности.
В подвешенном состоянии находятся и Адмиралтейские верфи, то переезжающие в Кронштадт, то остающиеся в центре. Есть еще город-спутник "Южный", на который точат зуб экологи.
Орловский тоннель под Невой и линию легкорельсового трамвая, которую планировалось проложить через южные районы, также уже презентовали во Франции. И где теперь эти проекты?
Впрочем, на этот раз в Канны не пришлось бы вести проект второй сцены Мариинского театра. Совсем недавно это архитектурное чудо уже не на макетах, а «в полный рост», без лесов, увидели сами петербуржцы. И ужаснулись...
Данные примеры показывают, что сколько бы петербургских идей не выставлялось в каннских павильонах, какие бы договоренности не достигались в кулуарах и с какими бы большими «инвестпортфелями» не возвращались из Франции чиновники, все находится в состоянии неопределенности. Любой получивший одобрение проект при смене конъюнктуры может быть моментально положен в долгий ящик.