Posted 26 февраля 2013, 21:00

Published 26 февраля 2013, 21:00

Modified 31 марта, 20:38

Updated 31 марта, 20:38

Вертикаль власти для религии

26 февраля 2013, 21:00
Больше года российские СМИ бурно обсуждают проблему вмешательства церкви в дела государства и светского общества. Теперь мы видим обратный пример - государство готово вторгнуться в область самоуправления религиозных общин.

Больше года российские СМИ обсуждали проблему вмешательства церкви в дела государства и светского общества, однако на днях мы получили пример прямо противоположного свойства. Теперь уже государство самым непосредственным образом вторгается туда, куда по Конституции ему путь закрыт - в область самоуправления религиозных общин.

Госдума РФ на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении поправки в закон о свободе совести, которые, по мнению наших экспертов, могут иметь самые серьезные последствия практически для всех религиозных конфессий России.

Между тем, единороссы Ильдар Гильмутдинов и Михаил Маркелов, представлявшие этот документ коллегам на заседании нижней палаты, особенно не скрывали, что, в первую очередь, законопроект направлен на борьбу с экстремизмом представителей одной известной конфессии. А именно мусульман. В особенности той их части, которые не подчиняются официальному исламу, подконтрольному российской власти.

«Необходимо установление требований для кандидатов на должности духовных лиц, в том числе наличие специального образования, полученного в образовательных учреждениях находящихся на территории Российской Федерации», - сказал Гильмутдинов.

Между тем, член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко заявил «Росбалту», что подобные поправки могут ударить по представителям всех конфессий России и иметь такие последствия, которые разработчики этого закона даже не могут себе представить.

«Запрет на приглашение на работу в качестве священнослужителя человека, получившего образование за рубежом, коснется многих конфессий, в частности, протестантских общин, которые во многих регионах России достаточно сильны и влиятельны», - считает Шевченко. «Многие пасторы этих общин получали образование за границей», - отмечает он.

По его мнению, этот закон коснется и католиков, так как «практически все их священники получали образование за границей». «Это коснется и иудеев, поскольку многие раввины Берл Лазара, как и он сам, получали образование в Израиле, США, Венгрии и других странах», - говорит Шевченко. Эксперт уверен, что «эта репрессивная норма недопустима и к мусульманам и абсолютно сегрегационна по отношению к ним».

«Проблема не в том, что на имамов учат в Саудовской Аравии или Египте», - считает член Общественной палаты. По его словам, надо смотреть не то, где учился тот или иной религиозный деятель, а на его политические взгляды.

В то же время «контролировать системы образования с помощью полицейских законов абсолютно невозможно», - считает Шевченко. «Надо контролировать систему гражданского права и создавать такие условия для жизни и работы людей, для деятельности религиозных организаций в России, при которых люди экстремистских взглядов были бы отстранены от преподавания в школах или других учебных заведениях», - подчеркнул Шевченко.

Впрочем, авторов законопроекта не устраивают и ряд других моментов в религиозной жизни мусульман. Так Гильмутдинов, в частности, сетовал на отсутствие в России «единого центрального духовного управления, наличие большого количества самостоятельных духовных управлений (мусульман в России — «Росбалт»).

Больше того, ряд религиозных организаций мусульман «находятся вообще вне какой-либо системы духовных управлений», - считает Гильмутдинов.

Стремление подчинить своему контролю все ведущие конфессии исторически присуще государственной власти России, как минимум, последние 300 лет. Об этом говорил «Росбалту» и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль.

Внесение поправок в закон о свободе совести и Трудовой кодекс, регламентирующих государством прием или отказ в приеме на работу священослужителей их религиозными организациями, является частью многовековой российской традиции, в которой религиозные конфессии полностью подчинены государству, считает он.

жемаль полагает, что подобный законопроект продолжит традиции, заложенные еще в XVIII веке Петром I, создавшим Святейший Синод — фактически министерство по делам церкви, и Екатериной II, создавшей после восстания башкир вместе с Емельяном Пугачевым, Управление по делам мусульман.

По словам Джемаля, эта традиция была продолжена Сталиным, который в 1943 году также полностью подчинил государству Русскую православную церковь.
В наше время российские мусульманские духовные управления — это просто чиновники, контролируемые определенным подразделением администрации президента РФ, которые воспроизводят созданные Екатериной II и Сталиным «симуляторы», убежден Джемаль.

Новый закон будет лишь развивать уже имеющуюся практику, когда в разряд «экстремистов» попадают все, кто не является сторонником официально признанных конфессий, считает Джемаль.

По мнению Шевченко, главной задачей принятия поправок к закону о свободе совести, является оправдание закона о ваххабизме, принятого в 1998 году в Дагестане.
Он напомнил, что «следствием принятия этого закона в Дагестане стали моря крови», пролитые в этой республике. Шевченко говорит, что списки «подозреваемых в ваххабизме» составлялись в МВД и в Духовных управлениях этой республики и потом передавались для репрессивных действий.

Нечто подобное, похоже, происходит сейчас и в Татарстане. В частности, Гильмутдинов, выступая с трибуны Думы, рассказал, что «имамом мечети в Казани является ранее судимый за экстремистскую деятельность сторонник запрещенной партии Хизб-ут-Тахрир.

Шевченко называет подобные обвинения «голословными и бездоказательными». По его мнению, если под подобными заявлениями подразумевается имам мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов, то «судимость у него чисто административного плана». «Я не знаю ни одного имама в Казани, который был бы членом Хизб-ут-Тахрир", - говорит он.

В то же время, по данным Шевченко, «Хизб-ут-Тахрир вообще не экстремистская организация. Она запрещена на территории России, но отрицает вооруженный террор и делает ставку на мирную проповедь ислама». По его словам, Хизб-ут-Тахрир «не провела ни одного теракта, ее члены, «что-то вроде иеговистов в исламе, ужасно занудные», но не более того. «Для чекистов члены Хизб-ут-Тахрир просто находка, поскольку по уставу они не имеют права скрывать своего членства в этой организации», - говорит Шевченко.

По мнению эксперта, подобные законопроекты возникают «от нежелания дать людям демократические институты управления и самим решать многие вопросы». «Органы, оправдываясь защитой безопасности, просто бесятся, создавая такие вот безумные законы, нарушающие гражданские права», - считает он.

Люди во многих регионах готовы сами обеспечить себе безопасность, «если региональная коррумпированная элита будет прижата к ногтю», - уверен Шевченко.

Александр Желенин

Подпишитесь