Posted 22 февраля 2013, 09:16

Published 22 февраля 2013, 09:16

Modified 31 марта, 20:43

Updated 31 марта, 20:43

Россия – рай для казнокрадов и мошенников

22 февраля 2013, 09:16
Благодаря деятельности думского комитета по законодательству УК РФ стал самым либеральным в мире в части наказаний за хищения и обман. Эксперты горько шутят, что скоро появится орден «За выдающееся мошенничество».

Астрономические суммы хищений из государственной казны и госкомпаний стали следствием так называемой гуманизации законодательства, которая целенаправленно проводится определенными людьми с момента распада Советского Союза.

Об этом репортеру «Росбалта» рассказал доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права Санкт-Петербургского института прокуратуры РФ Сергей Милюков (видео смотрите здесь).

«Российский парламент вносит поправки в уголовный кодекс так часто и так бессистемно, что у сторонних наблюдателей складывается впечатление, что у законодателей нет никакой особой стратегии и они просто реагируют на текущую политическую конъюнктуру. Но в действительности эта стратегия прослеживается достаточно ясно и заключается она в максимальном смягчении ответственности за преступления экономической направленности», - заявил профессор Милюков.

По словам юриста, первый и самый главный шаг к легализации казнокрадства был сделан еще в начале 90-х годов, когда пришедшие к власти новые политики первым делом исключили из Уголовного кодекса страны знаменитую в СССР статью 93.1, предусматривающую очень жесткую ответственность за хищения государственной собственности.

«Раньше за хищения наказывали очень жестко, вплоть до смертной казни с конфискацией имущества – за хищение сумм свыше 10 тысяч рублей, т.е. стоимость автомашины «Волга». Статью 93.1 исключили из УК, как только к власти пришли демократы. Также была удалена статья 92-я, которая предусматривала ответственность за хищения путем злоупотребления служебным положением. Т.е. сейчас у нас в УК РФ вообще нет статьи, которая бы прямо предусматривала ответственность за казнокрадство. При этом во всем мире эта ответственность только ужесточается – посмотрите на США или Китай, там казнокрадам дают пожизненное», - отмечает Сергей Милюков.

Инициатором и активным проводником так называемой либерализации российского законодательства выступает бессменный председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников, бывший министр юстиции РФ, а с 1999 года – депутат федерального парламента.

В России 1990-е годы и начало 2000-х были отмечены массовыми амнистиями, которые инициировал думский комитет по законодательству. Многие из тех амнистий оказали серьезное влияние на уровень преступности в стране, поскольку на свободу выходили преступники, совершившие тяжкие преступления, которые они затем повторяли.

Но, когда по требованию МВД практика массовых амнистий была прекращена, думский комитет по законодательству продолжил продвижение идей так называемой гуманизации уголовного права. Из последних веяний - это уже реализованная идея заменить лишение свободы для взяточников штрафами. Также Павел Крашенинников инициировал поправки в уголовный кодекс, которые позволят обвиняемым по статье «мошенничество» избегать заключения в случае полного возмещения ущерба.

Практикующие юристы, следователи и полицейские недоумевают. Ведь результатом этой гуманизации становится полная безнаказанность казнокрадов. «Получается что: увел ты любым «путем обмана и злоупотребления доверием» миллиард, прокрутил на свои делишки, получаешь прибыль, радуешься. Пусть тебя взяли, хотя это не часто случается. Ну, так ты растянул предварительное следствие на полгодика-год, а через год уже можно миллиард и возвращать. Ты в наваре и у тебя, что интересно, даже судимости нет. Поздравляем!», - объяснил ситуацию репортеру «Росбалта» сотрудник ОБЭП, попросивший не называть его имя.

Как отмечают специалисты, в России благодаря целенаправленной гуманизации казнокрадства и мошенничества сложилась уникальная для правового государства ситуация. Так называемые финансовые пирамиды, мошенничество с долевым строительством, массовые обманы со стороны автомобильных дилеров или турфирм – все это происходит совершенно безнаказанно, и потому стало обыденным.

«Обратите внимание, по каким статьям сейчас чаще всего привлекают чиновников не только за казнокрадство, но даже за взятки. Это все та же 159-я статья (мошенничество), по которой убраны нижние пределы наказаний, исключен арест, которую клонировали для элитных, особенных жуликов. Практики вынуждены применять эту статью, потому что других статей им не оставили законодатели. И все предложения вернуть в УК РФ статьи о хищениях наталкиваются на сопротивление думского комитета по законодательству», - говорит профессор Милюков.

Особое возмущение у специалистов вызвали заявления, сделанные на вчерашней коллегии Следственного комитета РФ. Руководитель СК Александр Бастрыкин, руководитель администрации президента Сергей Иванов, директор ФСБ Александр Бортников, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, министр внутренних дел Владимир Колокольцев и другие чиновники очень возбужденно комментировали в телекамеры последние шумные уголовные дела, связанные с хищениями миллиардов рублей из бюджета страны.

«Но ни один из этих руководителей не сказал главного – о том, что законодательство страны лишено принципиальной возможности противостоять мошенникам и казнокрадам. Последние новации в этой сфере меня просто потрясли – сейчас даже по факту хищения миллиарда из казны стало невозможно возбудить уголовное дело, требуется заявление потерпевшего. А ведь так называемые потерпевшие в подобных делах – это, как правило, и есть те самые коррупционеры, о борьбе с которыми трещат по телевизору. Неужели они будут писать заявления сами на себя?», - возмутился профессор Милюков.

Заметим также, что несмотря на всю антикоррупционную риторику Госдумы, законодатели до сих пор не ратифицировали 20-ю статью Конвенции ООН о противодействии коррупции. Эта статья требует «признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

Как горько шутят следователи и полицейские, следующий шаг российских законодателей в области борьбы с коррупцией – это награждение мошенников и казнокрадов высшими государственными наградами. Хватит стесняться, пора в статуты российских орденов официально внести пункт: «За выдающееся мошенничество».

Евгений Зубарев

Подпишитесь