Posted 20 февраля 2013, 15:17
Published 20 февраля 2013, 15:17
Modified 31 марта, 20:46
Updated 31 марта, 20:46
В Петербурге совершена очередная выходка вандалов - неизвестные расписали музей-усадьбу писателя Владимира Набокова в поселке Рождествено Гатчинского района Ленинградской области оскорбительными надписями. На место происшествия была вызвана полиция, сейчас ведется проверка.
По некоторым данным, в "творчестве" вандалов присуствовало и слово «педофил», которое, якобы, можно было увидеть с Киевского шоссе. Однако директор музея Ирина Авикайнен опровергла «Росбалту» этот факт. По ее мнению, новость попала в СМИ из каких-то первоисточников и была заранее спланированным пиар-ходом, потому что увидеть слова с шоссе, не зная о существовании надписи, невозможно.
Директор музея уверена, что хулиганы не столько хотели оскорбить память великого писателя, сколько пропиариться. «Надпись появилась, видимо, сегодня ночью или утром, сейчас мы ее уже удалили, - сообщила директор музея. - Я уверена, что целью вандалов было привлечь к себе внимание. Это очень печальный факт, так как очевидна тенденция — сначала вандалы покусились на Музей Набокова в Петербурге, потом избили актера, участвующего в постановке «Лолиты», теперь пришла наша очередь. Это очень страшно». Музейные работники боятся не за себя, а за то наследие, которое они оберегают, за культуру страны и за настроения в обществе, способном рождать таких «бесов».
Авикайнен считает, что негодяи надругались не только над памятью великого писателя, но и над российской историей, ведь усадьба — это еще и прекрасный старинный памятник дворянской эпохи. Охрана в музее есть, но охватить все невозможно. А видеокамер, обещанных в 2013 году правительством Ленобласти, которому подчиняется музей, пока нет. «Может быть, сегодняшнее преступление ускорит процесс их установки», - горько констатирует директор музея.
По словам Ирины Авикайнен, посетители музея и парка, разбитого еще в XVIII веке вокруг усадьбы, - люди исключительно интеллигентные, культурные; никаких угроз, оскорбительных выпадов в адрес автора «Лолиты», «Приглашения на казнь» и «Защиты Лужина» никогда не было.
Между тем, 30 января было совершено аналогичное нападение на музей Набокова на Большой Морской улице в Петербурге. Тогда неизвестные также написали на стене здания слово «педофил». Здесь, правда, за несколько дней до нападения была «пробная пуля»: в ночь на 9 января неизвестный разбил окно в здании музея бутылкой, к которой была прикреплена записка с короткой цитатой из Ветхого завета.
После осквернения музея его директор Татьяна Пономарева не скрывала своих эмоций: «Волна агрессии действительно идет, но с чем она связана, сложно сказать. Мы ведь получали письма с угрозами, они были просто безумными, несвязными, с большим количеством ошибок. Это даже обсуждать, спорить с этим нельзя».
Однако Пономарева, как и ее коллега из Рождествено, не связывает случившееся исключительно с творчеством Владимира Набокова. По ее мнению, тема педофилии искусственно подогрета и стала гораздо чаще появляться в СМИ в связи с принятием в Петербурге пресловутого закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии. «Видимо, есть люди, которых это активизировало на противоправные действия — кинуть бутылку в окно музея или избить человека. В любом случае, эти "активисты" неадекватны. Их письма были анонимными, здесь дело не только в идеологическом подтексте», — считает Татьяна Пономарева.
Актеру Артему Суслову, тоже так или иначе имеющему отношение к наследию Владимира Набокова, повезло меньше — 13 января на него было совершено нападение, в результате которого молодой человек получил сотрясение мозга. Нападавшие снимали все на камеру и заставили актера публично признаться в «педофилии». Более того, ему продолжают поступать угрозы накануне скандальной премьеры - спектакля заслуженного артиста России Леонида Мозгового "Лолита", намеченного на 22 февраля.
«Спектакль, безусловно, состоится, мы абсолютно готовы к премьере, - рассказал «Росбалту» 23-летний актер. - Если честно, нашу премьеру мы как можно меньше хотели бы связывать с обеими исторями нападений на музеи Набокова — такого «черного пиара» нам и без того хватает. Большое спасибо казакам, прославившим наш спектакль так, как профессиональным пиарщикам и не снилось. У нас полный аншлаг, все билеты проданы. И мы не хотели бы вновь возвращаться к этой теме, ведь наша «Лолита» - это чисто коммерческий проект, а не какой-то социальный подвиг».
В то же время Артем Суслов признается, что избившие его недоумки и вандалы, нападающие на музеи, - скорее всего, одни и те же люди. «Мне каждый день на страницу вКонтакте поступают угрозы, требования отменить спектакль 22 февраля. Я их аккуратно собираю и отдаю в полицию. Постоянно приходят письма с угрозами и в музей, где состоится премьера «Лолиты». Я знаю, что подобные письма приходили и директору Государственного Эрмитажа Михаилу Пиотровскому с требованием «заткнуться» и даже уволиться. Доносы на Эрмитаж — тоже дело их рук, я думаю. Пока результата никакого нет, хотя я примерно догадываюсь, кто эти люди, - рассказал актер. - Но у нас очень хорошая охрана, я уверен, что даже при попытке нападения на нас и мы, и зрители будем защищены».
Во всех случаях были возбуждены уголовные дела. Кроме того, авторы спектакля «Лолита» написали письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой оградить петербургских артистов от «постоянных провокаций со стороны неизвестных», «со стороны православных активистов и поборников нравственности». «Возможно, все это - хулиганство, разрозненные выходки неких глупых и агрессивных людей. Ничего страшного. Административная статья. Но вам в Москве не понять — мы здесь погружаемся во тьму, - констатировали артисты. - Словно "Бесы" Достоевского — цель такая же — погрузить во тьму город». Главу Минкульта попросили защитить петербургские музеи, Набокова, артистов и даже братьев Чепменов, которых ортодоксальные «казаки» вынудили увезти свою выставку «Конец веселья» из Эрмитажа.
«Нападения на творческих работников, нападения на учреждения культуры ужасны и категорически недопустимы, виновные должны быть найдены и наказаны... Министерство обратится к руководству соответствующих органов с просьбой взять расследование перечисленных вами инцидентов под личный контроль», - пообещали в Минкульте.
Между тем представители радикальной общественной организации «Русский собор» уверены, что отдельные личности сознательно провоцируют своих оппонентов на разные действия, в том числе и выходящие за рамки закона. «Мы знаем, кто кому и за что платит. Платят всякие гельманы, ЛГБТ и те, кому не нравится нынешняя власть, - сообщил «Росбалту» руководитель петербургского отделения «Народного собора» Анатолий Артюх. - Жило общество нормально, и ведь кто-то начал эти провокации с акциями геев у детских садов или педофильскими спектаклями. Это может быть расценено как провокация, а на провокацию у разных людей могут быть разные реакции. Как жертва педофила должен реагировать на спектакль про педофилов?.. Это все провоцирует людей».
Анатолий Артюх, считающийся нештатным помощником депутата Заксобрания Виталия Милонова, утверждает, что он — за выяснение отношений в рамках правового поля. Но он также не скрывает, что в рядах «Народного собора» и дружественных ей организаций есть «соратники, которые могут высказать свое мнение иными способами в ответ на провокацию. «Если, например, п...сы выйдут пикетировать детские сады, то и мы обязательно выйдем», - говорит Артюх.
Получается, что обе стороны недовольны и всерьез говорят о том, что все происходящее в Петербурге — это серьезный социальный синдром.
«Даже если это обычные хулиганы, желающие таким образом выразить свое недовольство вседозволенностью, снятием рамок и границ и высказывающие свой протест против того, что они неспособны понять и считают опасным — все равно это тревожно, - считает писатель и философ Александр Мелихов. - Может быть, это все первые ласточки «нового Средневековья», когда люди, устав от всего, хотят жить только в рамках и добиваются контрреформации общества. В таком случае эти процессы неуправляемы».
Есть и более простой и объяснимый вариант — власть просто не хочет никакого шума и будет до последнего закрывать на все глаза. «Ведь дел-то — поставить часового около музея или театра, - считает Мелихов. - Расходов — три копейки. А вот если власть сознательно этого не желает видеть, то тогда это результат важного общественного движения, которое нам уже не остановить».
В настоящий момент результатов по всем возбужденным делам вокруг «околонабоковской» темы нет.
Марина Бойцова