Posted 19 февраля 2013, 16:30
Published 19 февраля 2013, 16:30
Modified 31 марта, 20:47
Updated 31 марта, 20:47
Чиновники утверждают, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации» - продуманный, удобный и даже, как заявила на пресс-конференции в «Росбалте» председатель комитета по образованию правительства Петербурга Жанна Воробьева, "истинно народный".
«Дискуссия вокруг закона — это результат открытости общества. Министерство образования дало возможность высказаться всем оппонентам. В результате было предложено более полутора тысяч поправок, причем 1142 поправки были в итоге внесены, - заявила Воробьева. - В результате вышел закон, который полностью устраивает педагогическое сообщество».
Чиновники, безусловно, в курсе, что нововведения вызвали недовольство тысяч родителей и очень многих педагогов (хотя последний факт и отрицается). Однако продолжают настаивать: закон не устраивает дилетантов, «просто жителей», как сказала руководитель ведомства, но зато дает возможность педагогам высказаться о тех изменениях, которые они уже давно хотели бы видеть в своем главном рабочем документе.
«Документ, который получился на выходе — он нас радует», - констатировала Воробьева, призвав для поддержки представителей Академии постдипломного педагогического образования и одной из лучших школ Петербурга — те согласно кивали руководителю. «Закон объединил все многочисленные проблемы и вопросы, что были вокруг предыдущего закона и не получали адекватных ответов. Те, кто пугает новым законом, просто не знают действующего законодательства. Между тем закон устранил все противоречия, которые накопились за 20 лет. Теперь, по крайней мере, понятно, куда следует двигаться», - продолжила глава комитета.
Правда, «просто жители» боятся, что не уложившимся в гарантированный обязательный бесплатный стандарт все равно придется платить за дополнительные занятия, а учебное заведение на этом сможет уже узаконенно зарабатывать.
«Сколько можно заниматься поборами в школах? Ведь были возбуждены административные и даже уголовные дела по стране. И мы решили положить этому конец и все это узаконить», - процитировал выступление экс-министра образования Андрея Фурсенко депутат петербургского заксобрания Вячеслав Нотяг — кстати, директор школы с 15-летним стажем. «Действительно, теперь новый закон все упорядочивает и узаконивает. И я склонен поверить, что педагогам он действительно на руку. Вернее, не педагогам — администраторам. Ведь слово «учитель» в новом законе уже не употребляется, оно исключено. Есть слово «обслуживающий персонал». А директор школы — точнее, уже не школы, а «образовательной организации», согласно документу - администратор, - отметил Нотяг. - Но я уверен — такая коммерциализация нашего образования еще аукнется».
Впрочем, педагогов понять можно. Они, бедные, вынужденно согласились с принципом: не можешь справиться с бардаком — тогда возглавь его. И теперь, по крайней мере, конкретный директор (простите, администратор) будет понимать, как можно зарабатывать деньги (для родной школы, конечно же), а как нельзя; какие часы рассчитывать и сколько учебников закупать.
Жанна Воробьева с профессиональным педагогическим упорством буквально втолковывала журналистам, что мифы о платном образовании, вьющиеся, как мухи, вокруг нового закона, не имеют под собой никаких оснований, и напоминала о Конституции, гарантирующей бесплатное дошкольное, среднее, профессиональное и высшее (на основе конкурса) образование и бесплатные учебники.
«Оно таковым и останется, включая учебники, - уверяла руководитель ведомства. - То, что пугает людей в разговорах о якобы платных дисциплинах — это предметы, за которые родители могут платить по своему желанию. В эти же платные занятия входят те дисциплины, которые учебное заведение может предложить (но не навязать) ученикам, посещающим группы продленного дня. Причем любая платная дисциплина вводится только по согласию родителей».
Учителя, вроде бы обрадованные перспективой законно заработать на дополнительных занятиях, пока не слишком напуганы неадекватными родительскими инициативами, хотя предложения ввести платный китайский или уроки рэпа в школы уже поступают. Впрочем, по мнению педагогов, новый закон регламентирует и поведение родителей.
«Нас особенно радует, что в документе прописаны все отношения всех участников образовательного процесса. Не только школа обязана, но и родитель должен отвечать за конечный результат, - говорит директор школы № 619 Ирина Бойкова. - К тому же, закон предусматривает обязательное согласование своих проектов с главами районных администраций, включен даже новый термин - «образовательный округ». Мы оказываемся в едином пространстве с едиными требованиями к образованию, вводится преемственность также и в учебно-методических комплексах. Соответственно, будет и одинаковый конечный результат. Ребенку, переходя из одной школы в другую (речь не идет о специализированных школах, гимназиях) не придется переучиваться на новую программу».
Впрочем, оппоненты не разделяют оптимизм властей.
«Если всех выравнивать под одну коммерческую гребенку — то уж надо тянуть наверх, а не вниз, - считает депутат ЗакСа Петербурга Максим Резник. - Я не знаю, на чем основывались чиновники, говоря о всеобщем педагогическом одобрении закона. У нас нет таких обоснованных данных».
Коллега Резника по парламенту Вячеслав Нотяг пока видит в принятом законе один плюс — то, что он все-таки уже принят, и его обсуждение перестало будоражить педагогическое и родительское сообщества. «Теперь мы имеем право внести дополнительные коррективы, - считает депутат. - Меня больше всего беспокоит все-таки коммерциализация школы. Школа становится ООО, или ОАО, или еще какими-нибудь тремя буквами. Школа становится бизнес-предприятием, где дается много юридических свобод для администрации. Нет денег? Так заработайте. Будет выдан, например, условный миллиард на образование, школы (бизнес-предприятия) его распишут. Но где-то не хватит «за бесплатно», а ребенку надо сдавать ЕГЭ, или подтянуть, скажем, физику... Маме-папе придется доплачивать. Раньше, конечно, платили за репетиторов, но теперь школа может сказать: мы вам по закону отчитали положенные часы, за остальное — платите. И плохо, когда этим будет заниматься именно школа».
По мнению Нотяга, уже сейчас наблюдается крайне тревожная тенденция: руководителями в систему образования приходят кто угодно, но не педагоги. «У нас как минимум в двух районах города руководителями отделов образования являются непрофессионалы, даже близко не имеющие специальной подготовки. Они, вероятно, умеют зарабатывать деньги, в том числе на учениках. Но, спрашивается, надо ли нам такое образование?» - отмечает законодатель.
Представители системы образования говорят, что у них до сих пор есть ряд претензий к новому закону, касающихся, например, порядка приема детей в школу (в том числе и в первые классы). Впрочем, по словам чиновников, за оставшиеся полгода они намерены решить все вопросы — хотя бы на местном уровне.
Педагоги успокаивают: не волнуйтесь, в рамках ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) аттестаты всем выдадим. Но что на самом деле будут знать дети, получившие этот аттестат? Или, может быть, уже чек?..
Марина Бойцова