Posted 11 января 2013, 12:30

Published 11 января 2013, 12:30

Modified 31 марта, 21:38

Updated 31 марта, 21:38

В Узбекистане отказываются расследовать смерти детей на уборке хлопка

11 января 2013, 12:30

ТАШКЕНТ, 11 ноября. В Узбекистане во время сбора хлопка в 2007-2012 годах погибли семеро детей. Еще семеро - в возрасте от 8 до 18 лет, - по данным Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», оказались под угрозой смерти.

При этом, как отметили правозащитники, эти случаи смертей вопреки закону не расследовались. AHRCA призывает привлечь к уголовной ответственности глав районных и областных администраций, а также должностных лиц, которые давали указания по мобилизации школьников и не создали надлежащих условий для работы и проживания на полевых станах.

Дети «работают на полях в сложных погодных и бытовых условиях, поэтому часто болеют, многие получают травмы, некоторые умирают, но власти всячески блокируют информацию об этом», - отмечают правозащитники, передает CA-NEWS.

В частности, в 2012 году в Кашкадарьинской области шестеро детей отравились питьевой водой, у них начался кровавый понос. Детей удалось спасти с трудом. Причина отравления — ненадлежащее качество питьевой воды, которой снабжали детей. По рассказам свидетелей, детям на поле привезли питьевую воду и залили ее в пластиковую емкость, в которой ранее были химикаты для обработки хлопчатника. Удалось лишь установить, что все дети учились в технологическом колледже Гузарского района Кашкадарьинской области. Когда правозащитник попытался узнать у врачей персональные данные жертв, тут же были вызваны сотрудники Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ), пригрозившие ему лишением свободы.

По данным правозащитников, в Узбекистане действует следующий порядок контроля за сборщиками: если дети собирают хлопок в фермерских хозяйствах по месту работы родителей, то ответственность за них лежит на родителях. Если к работам привлекаются учащиеся колледжей и студенты вузов, то их контролируют преподаватели учебных заведений, выезжающие с ними на поля. В местах проживания хлопкоробов во время уборки открываются пункты милиции. Однако за жизнь и здоровье детей ответственности никто не несет. Следят лишь за тем, чтобы люди ежедневно выходили на работу, и за производительностью их труда.

Согласно данным анализа, сделанных AHRCA, непосредственными причинами смерти и травматизма детей «были несоблюдение правил безопасности при доставке детей на поля и с полей, питьевая вода ненадлежащего качества, плохой медицинский уход, переутомление, конфликты со сверстниками». Все эти случаи имели место в зоне ответственности школьной администрации и учителей, но те сами выполняли приказы районного и областного руководства по мобилизации учащихся на уборку хлопка. Видимо, поэтому никто не понес наказания за смерть детей, отмечают правозащитники.

К хлопкоуборочной кампании в Узбекистане ежегодно привлекают (наряду с фермерами) работников бюджетных организаций (врачей, учителей), а также студентов. В минувшие годы "на хлопок" посылали также и детей. Однако после многочисленных протестов, с которыми выступили правозащитные организации (в том числе и за рубежом), узбекские власти отказались от этой практики.

Во многих колледжах и вузах республики занятия проходят в сокращенном формате — в связи с тем, что большинство преподавателей отправлены на сбор хлопка.

По неофициальным данным, от "хлопковой повинности" можно откупиться, заплатив определенную сумму. Хлопок является одной из основных статей узбекского экспорта, ежегодно он приносит республике сотни миллионов долларов.

Подпишитесь