Posted 27 декабря 2012, 21:00

Published 27 декабря 2012, 21:00

Modified 31 марта, 21:47

Updated 31 марта, 21:47

Пик революции наступит в 2014 году

27 декабря 2012, 21:00
Великий социальный разлом возникает в результате конфликта поколений. «Человек видит в сыне врага своего», - вот что в одночасье рушит социально-политические системы, еще недавно казавшиеся абсолютно незыблемыми.

На первый взгляд, между «арабской весной», Occupy Movement, российским движением «За честные выборы», реваншем левых в Германии и Франции, сепаратистским оживлением в Техасе и других регионах США, а также иными разбросанными по миру акциями протеста последних месяцев - идейно общего не так уж и много. И, тем не менее, возникает ощущение, что в мире «что-то началось». Но что именно? И чем это закончится? Чтобы ответить на оба вопроса, следует понять, в чем заключается универсальная причина всемирного и почти синхронного пробуждения революционной энергии. Об этом пишет в своей книге "Глобальный сепаратизм как преодоление "конца истории", или Что таит революция в маске?" журналист Даниил Коцюбинский.

Разумеется, у каждой революции, отделяющей одну эпоху от другой, - свои уникальные причины. Однако есть во всех революциях и что-то общее. Ключевой элемент в этом апокалиптическом перечне - не поход бедноты на богачей, не наводнение древней культурной страны дикими варварами и даже не предательство полиции, позорно присоединяющейся к бандам "эмалировщиков и птицеловов" (как описывал смуту древнеегипетский публицист Ипусер). Все это лишь следствия первопричины – великого социального разлома, рожденного конфликтом поколений. «Человек видит в сыне врага своего», - вот что в одночасье рушит социально-политические системы, еще недавно казавшиеся абсолютно незыблемыми.

«Перемен требуют наши сердца!» - как только этот звонкий клич вдруг вырывается из уст всей молодежи разом, атмосфера в обществе изменяется быстро, радикально и необратимо. И происходят перемены. Не всегда жуткие и кровавые, но всегда неодолимые и коренные.

Временной цикл этих великих потрясений в новейшее время довольно четкий: 21-23 года. Именно через такой срок после окончания Первой мировой войны началась Вторая. Через 21-23 года после окончания Второй мировой войны (в 1945-м) настал черед «молодежной революции» с ее кульминацией - 1968 годом. Еще через точно такой же отрезок времени (в 1989-1991-м) достигла апогея Перестройка, пала Берлинская стена, а затем рухнули СССР и старый биполярный мир. И если эта хронологическая закономерность действительно работает, то следующий революционный виток истории наступает как раз в 2012 году, а на 2014 год должен прийтись его пик…

Никакой астрологии и «пифагорейской эзотерики» в этих расчетах, конечно же, нет. О цикличности истории задумывались еще античные греки. XX век привнес в эту закономерность лишь два новых момента: планетарную универсальность и жесткую периодичность. Этому, конечно же, есть вполне рациональное объяснение.

Все дело в том, что идея прогресса, ставшая в XX веке «религией масс», развивается по законам, напоминающим течение болезни, известной из психиатрии как «биполярное психическое расстройство», в старой транскрипции - «маниакально-депрессивный психоз», или МДП. Для МДП, как известно, характерны острые и относительно непродолжительные эпизоды эйфорического подъема, избыточной веры в собственные силы, высокой энергетической активности, - после которых наступают гораздо более длительные полосы душевного упадка, разочарования и уныния с пассивностью, безынициативностью и бездеятельностью.

Вспышки «маниакального возбуждения» у общества могут быть самыми разными - реформы, война, революция (политическая, социальная, сексуальная). Но всех их объединяет стихийная и легкая вера в реальность глобального прорыва, в «окончательно» справедливый миропорядок.

У периодов уныния и стагнации также есть общие черты. В XX веке общественность - в тех странах, где у нее сохранялось право голоса, - всякий раз предъявляла «депрессивным» эпохам примерно одни и те же претензии. Их суть сводилась к обвинению Системы в недостаточном внимании к «маленькому человеку», в пренебрежении к его интересам и его голосу, в «тоталитарном подавлении» личности и одновременном ее отчуждении от социума. Тотальная ложь и тотальное насилие (прямое либо косвенное – через деньги) – вот что, по мнению критиков межреволюционных эпох XX столетия, лишает человека духовной свободы, превращая его в бессмысленную и фальшивую материально детерминированную социальную функцию.

Дети эпохи застоя в настроенческом плане резко отличаются от своих отцов. Отцы надломлены драматичным опытом радикальных перемен, которые произошли в пору их собственной молодости, но так и не привели к построению «справедливого мира». У выросшей в эпоху стабильности молодежи этих негативных воспоминаний и связанных с ними фобий - нет. Дети застоя не только не боятся радикальных изменений, но страстно их жаждут, поскольку к этому их невольно подталкивают сами отцы - своим фальшивым прагматизмом и натужным оптимизмом, скрывающим внутренний разлад и глубокое недовольство существующей реальностью. В итоге, достигнув фазы совершеннолетия, поколение стагнации вдруг воспламеняется. И довольно быстро зажигает общество в целом - тем более что за время постэйфорического застойного уныния во всех его стратах накапливается горючий запас раздражения...

Вторую часть статьи читайте здесь.

Подпишитесь