Posted 25 декабря 2012, 12:52
Published 25 декабря 2012, 12:52
Modified 31 марта, 21:50
Updated 31 марта, 21:50
Следственное управление СК РФ по ЦФО подало в Басманный суд ходатайство о продлении срока ареста замдиректора управления по работе с проблемными активами Сбербанка Вячеславу Похлебину. По версии следствия, он пытался получить 100 млн рублей у олигарха Константина Вачевских, обещая взамен списать значительную часть долга последнего перед кредитным учреждением. Адвокаты Похлебина уверены, что банкир стал жертвой провокации со стороны бизнесмена, который не желал погашать кредит.
Следствие обратилось в суд с ходатайством о продлении до 1 апреля 2013 года срока содержания под стражей Вячеслава Похлебина, и.о. директора управления по работе с проблемными активами Среднерусского банка Сбербанка Павла Коника и сотрудника фирмы «Сотби» Дениса Васехи. Все они, а также еще один менеджер Сбербанка – Мария Земцова - обвиняются по статьям 30 и 204 УК РФ (покушение на коммерческий подкуп). Корреспонденту «Росбалту» стали известны подробности этого расследования.
По версии следствия, в 2008-2009 годах ООО «Предприятие Стройинструмент», ООО «Компания «Металоинвест-Маркет» и ООО «Группа компаний Металлоинвест-Маркет» получили в Сбербанке кредиты на общую сумму в 700 млн рублей. Все эти структуры подконтрольны владельцу «Амуркабля» Константину Вачевских. Расплатиться по долгам он вовремя не смог, ситуация была признана проблемной. Как считают в СУ СК по ЦФО, в июне 2012 года к Вачевских обратился Васеха, который продемонстрировал доверенность Сбербанка на право ведения переговоров с фирмами-должниками, подконтрольными олигарху.
Согласно данным следствия, Васеха, ссылаясь на свое знакомство с Похлебиным, предложил Вачевских весьма выгодную сделку. Тот через какую-нибудь подставную фирму купит у Сбербанка свой же собственный долг за 50% (350 млн рублей) от его суммы. Васеха брал на себя улаживание всех формальностей с Сбербанком, а взамен запросил 100 млн рублей. Эти деньги необходимо было перевести на счета одной офшорной структуры. 34 млн рублей сотрудник «Сотби» планировал оставить себе, а остальное якобы обещал передать топ-менеджерам Сбербанка.
Месяц шли переговоры, в том числе с участием представителей Сбербанка, во время которых обсуждались все механизмы сделки. А потом Земцова приняла от Вачевских заявление на выкуп его же долга. После этого, по версии следствия, Васеха потребовал от бизнесмена перечислить первый транш «откупных» в размере 60 млн. рублей.
К этому времени Вачевских уже действовал под контролем сотрудников ФСБ РФ, к которым он обратился с заявлением о вымогательстве.
Утром 30 июля олигарх продемонстрировал платежку о переводе денег Васехе, а ближе к вечеру принес ее Похлебину прямо в офис Сбербанка на улице Вавилова. Все эти моменты оперативники фиксировали на скрытую камеру, после чего задержали топ-менеджеров банка и посредника.
По данным «Росбалта», Похлебин категорически отрицает вину и высказывают свою версию событий. Согласно ей, в сентябре-ноябре 2011 года в Сбербанке состоялось несколько совещаний, посвященных судьбе кредитов, выданных структурам Вачевских. На них было отмечено, что исчерпаны все гражданско-правовые способы возврата 700 млн рублей, поскольку фирмы-должники проходят конкурсное производство, а в рамах процедуры банкротства банк максимум может рассчитывать на получение 180 млн рублей.
К работе было решение привлечь аккредитованную фирму «Сотби». Она бралась получить с Вачевских 350 млн рублей, из которых 31 млн рублей, согласно договоренностям, планировала оставить себе в качестве вознаграждения. После этого дело сдвинулось с мертвой точки. Вачевских стал предлагать различные варианты разрешения проблемы. В частности, он выразил готовность передать Сбербанку 25% акций одной из своих фирм, которая возводит в Санкт-Петербурге крупный гостиничный комплекс. Однако проверка Службы безопасности банка показала, что работы по возведению отеля ведутся без должной документации и требуют значительных финансовых вложений. Поэтому данный вариант не устроил Сбербанк, он потребовал 100% акций данной фирмы.
По словам Похлебина, Вачевских ничего конкретного не ответил, стал тянуть время. Одновременно в банк обратились представители компании «Интеррос», желавшие купить переживавший процедуру банкротства «Амуркабель» («дочки» этого завода являлись должниками Сбербанка). Вачевских согласился участвовать в переговорах, однако снова ничего конкретного не предложил. Похлебин полагает, что олигарх вел себя так специально, чтобы «затянуть» процедуру взыскания долга и «снизить давление по линии уголовного преследования».
Как утверждает топ-менеджер Сбербанка, как-то после встречи в «Интерросе» Вачевских сообщил ему, что готов выкупить при посредничестве «Сотби» свой долг за 350 млн рублей. Похлебин воспринял новость с радостью, поскольку это предложение было гораздо выгоднее, чем перспектива взыскания денег с обанкротившихся структур Вачевских. После этого олигарх стал постоянно напрашиваться на встречи к Похлебину, во время которых рассказывал о своих переговорах с сотрудниками «Сотби». А также о том, что те просят его перечислить определенную сумму с целью подтверждения серьезности намерений решить проблему со Сбербанком. Похлебин, по его словам, удивлялся, зачем должник столь подробно описывает ему свои контакты с «Сотби» и ее сотрудником Васехой, которого топ-менеджер Сбербанка не знал. Похлебина интересовал только конечный результат - возврат как можно большей суммы из общего долга в 700 млн рублей.
В середине июля топ-менеджер Сбербанка ушел в отпуск, а 30 июля в первый рабочий день к нему на встречу вновь стал проситься Вачевских, поясняя, что хочет обсудить некие нюансы возможной сделки по продаже «Амуркабля». По уверению Похлебина, в офисе Сбербанка олигарх по поводу сделки ничего путного не сказал, а в конце беседы достал некую платежку и сообщил, что начал перечислять деньги для покупки собственного долга.
Вскоре после этого Похлебина задержали. По его мнению, он стал жертвой провокации со стороны Вачевских, цель которой была не погасить долги, а скомпрометировать всех людей, которые пытались вернуть деньги в интересах Сбербанка.
Такой же точки зрения придерживается и адвокат Похлебина Владимир Жеребенков. «В данной истории просматриваются явные признаки провокации, - заявил защитник «Росбалту». - Все встречи с моим доверителем проходили исключительно по инициативе Вачевских. Ни на одной из них Похлебин не просил денег лично для себя. Речь шла о возврате средств в интересах Сбербанка. По моему мнению, все переговоры со стороны Вачевских велись исключительно с двумя целями: «подставить» сотрудников Сбербанка и потянуть время возврата кредитов, чтобы успеть обанкротить подконтрольные Вачевских фирмы. После чего свои обязательства перед Сбербанком уже можно было бы не выполнять».
Александр Шварев