Posted 24 ноября 2012, 05:15

Published 24 ноября 2012, 05:15

Modified 31 марта, 22:20

Updated 31 марта, 22:20

"Все проще, чем на самом деле"

24 ноября 2012, 05:15
Билли Новик не нуждается в представлении - его шляпа Pork pie из секонд-хэнда, хриплый вокал и смесь пения и речитатива стали визитной карточкой авангардного Петербурга. Солист Billy's Band рассказал, за что он любит Северную столицу.

"Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. В данный топ-список уже попали яркие деятели арт-сцены Петербурга, чьи достижения выходят за рамки города, часто находя признание в Европе, минуя всероссийскую известность. Новый герой "Росбалта" — солист группы Billy's Band Билли (Вадим) Новик.

Билли Новик не нуждается в представлении - его шляпа Pork pie из секонд-хэнда, хриплый вокал и смесь пения и речитатива стали визитной карточкой авангардного Петербурга. Родившись в Купчино и проведя там все детство, Билли окончил Санкт-Петербургскую государственною педиатрическую медицинскую академию и даже целых три года проработал в детской больнице №5 врачом-патологоанатомом. Музыке Новик посвятил себя полностью в 2001 году: новый музыкальный коллектив назвали Billy’s Dilly’s Band, который впоследствие превратился Billy’s Band. Сейчас - кроме концертной деятельности - Билли Новик играет в театре: в ТЮЗе он исполняет роль Шута в "Короле Лире".

- В чем парадокс эволюции творчества Billy’s Band от "экологического говноджаза" до настоящего времени?

- Парадокс был бы, если движение и развитие отсутствовало. Кто не идет вверх, тот идет вниз. Третьего не дано. А в принципе, как и в любой профессии, если долго и фанатично заниматься любимым делом - успех гарантирован. У нас есть медленное развитие, причем, наверное, в сторону традиционного джаза. Если раньше мы выезжали в большей степени за счет эпатажа, то теперь появилось больше музыки.

- Вы сами характеризуете свой стиль как "романтический алкоджаз". Оригинально, но как вы относитесь к таким направлениям, в которых развивается западный джаз, - трип-хоп, лаундж? Кто из зарубежных исполнителей вдохновляет вас?

- Трип-хоп, даб-степ и т.д. - лишь стили, я бы даже сказал, обрамления. Мне важнее, что стоит за этим, а конкретно - музыкальная мысль. И здесь уж не важно, в какой форме она выражается и преподносится. Я пытаюсь следить за новинками мирового джаза, но все же традиционный джаз мне ближе. Нравятся все известные исполнители джаза эпохи bebop, swing, cool - мейнстрим 40-x-60-x годов. Из имен хотелось бы назвать Майлза Дэвиса и Диззи Гиллеспи, Эллу и Луи. Не люблю фанк и фьюжн.

- В одном из интервью Билли Новик сказал, что уважает академический джаз, но "не дорос до него". А как Billy’s Band относится к классической музыке, имея в "арсенале" столько инструментов? И был ли когда-либо опыт исполнения чего-то, выходящего за рамки джаза и блюза? Любит ли Billy’s Band эксперименты?

- Да, я не дорос до его исполнения, но вполне готов уже его воспринимать и действительно получать удовольствие. То же самое и с классической музыкой. Чтобы воспринимать такую музыку, нужна соответствующая подготовка. Это наши планы на будущее. Если послушать наш недавний альбом "Блошиный Рынок", то сразу станет понятно, что мы уже приближаемся к классической музыке. Часто используем аллюзии на П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Ф.Шопена. С годами музыка этих авторов становится все более понятной и прекрасной и, естественно, это не проходит бесследно. Является ли это экспериментом - вопрос. Наверное, это естественное развитие нашей внутренней музыкальной культуры. Что касается прошлого, то экспериментов было полно - и трип-хоп, и рок, и грандж - все есть на дисках. Всегда интересно попробовать себя в более примитивных, но востребованных жанрах.

- Вы писали саундтреки для мюзикла и музыкального спектакля. А что, например, с кино? Сейчас многие рок-музыканты пробуют себя на этом поприще, поступали ли вам предложения?

- Да, раньше мы этим занимались плотно. Записали саунд-треки для фильмов "Ночной продавец", "День Денег", "Мама не горюй-2", "Здравствуйте я ваша крыша", "Носферату- ужас ночи", "Распутин - неоконченое следствие", "Написано Сергеем Довлатовым", ну и по мелочам кучу. Это здорово, но в музыке есть занятия и поинтересней.

- У вас был опыт сотрудничества с другими музыкантами, а с кем бы вы хотели выступить на одной сцене, либо сделать какой-то проект, но пока не получилось? А рискнете спеть в один микрофон с Еленой Ваенгой?

- Нет, не рискну. Да и зачем все эти дуэты. Вон DEPECHE MODE никогда не делали никаких дуэтов и ничего. Единственный случай дуэта, который мне по душе - Louis Armstrong и Ella Fitzgerald. Но такое вряд ли возможно снова. Хотя…

- Вашу музыку не сравнивали с музыкой группы "Ленинград"?

- Бывает, к сожалению. Я стараюсь сразу "слиться" от тех, кто проводит эти аналогии. Как-то обидно это даже. Но мы сами виноваты - песня "Оторвемся по-питерски" была написана в период увлечения балканской умцей, да спета голосом надрывным и хриплым. Издалека действительно похоже. Да, некоторые песни похожи по форме, но уж никак никак по содержанию и общему посылу.

- Вы говорили, что Питер - это город чудаков. А как думаете, есть ли такие понятия, как "питерская музыка", "питерский стиль"? Если нет, то можно ли "своих" вычислить среди других? И как среди массы новых музыкантов уметь "оставаться собой"?

- Просто не следует концентрироваться исключительно на успехе у широких масс и заработках. Это низведет вас до уровня цинизма большинства отечественных продюсеров. Когда их спрашивают, почему они делают такую низкую музыку - те отвечают, что "пипл это хавает", и что сами они слушают совсем другую музыку и перечисляют всех зарубежных звезд. Это преступление против своего же народа, я считаю. Это, конечно, в случае если мы говорим о музыке, а не о культе личности. Последнее меня волнует меньше всего. Что касается питерского стиля, то он смелее, свободнее и в меньшей степени ориентирован на коммерцию, поскольку большинство питерских музыкантов считают, что все равно музыкой денег не заработать.

- Невозможно не задать этот вопрос. Как вы относитесь к истории с Pussy Riot? Можно ли действительно считать то, что делает эта группа, творчеством? Или это политика?

- Это ни то и не другое. Это просто показатель деградации общественной морали, кризис псевдодемократии и гласности. Коллапс феминизма. Патовая ситуация. Теперь постфактум я понимаю, что нужно было просто не давать делу огласки, что - мало на свете уродов? Обычные бытовые извращенцы с лаврами Герострата. Официально выражаю позор всем, кто их поддерживает. Даже Полу Маккартни - кумиру моей юности.

- Реально ли в наше время находиться вне политики и влияет ли она на музыку?

- Все зависит от наличия гражданского чувства. Оно начинает формироваться тогда, когда возникает сопереживание соотечественникам. Это форма патриотизма и некоторой социальной зрелости. Здесь у всех по-разному. У меня лично периоды обострения переживаний за отчизну и надежды (например, последнее было с появлением Прохорова) сменяются периодами полной гражданской апатии и русофобии (дело с Pussy Riot). Что в принципе, говорит, наверное о моей гражданской несостоятельности.

- Как вы думаете, кто ваш среднестатистический слушатель? Представляли ли себе когда-нибудь такового?

- Слушатели все разные. Даже если слушают одну и ту же музыку. Наверное, наши слушатели чем-то похожи на нас. Интеллигентные взрослые люди, с неплохим музыкально-литературным вкусом, жизненным опытом, в том числе, и неудачами. Обычные, культурные люди.

- Почему группа Billy’s Band, которой нет на TV, собирает полные залы по всей стране и за рубежом? Трудно ли было вам привыкать к популярности? И мешает ли она музыканту?

- Как говорится, "если человек хочет жить, то тут даже медицина бессильна". Народ сам выбирает себе героев, вне зависимости от давления СМИ. Это как банк - сколько рекламы не вешай, все равно придешь в банк, который порекомендовал друг. С узнаваемостью все просто. Спасает шляпа - снял и никто тебя не узнает. Это регулируется по желанию. Для меня важнее понятие "кредит доверия слушателей". Это развязывает руки в плане экспериментов, и я благодарен нашим почитателям за эту свободу.

- Когда слушаешь вашу музыку, кажется, что вы знаете рецепт "невыносимой легкости бытия", которой не могут достичь другие. Вы делаете это специально?

- Все действительно проще, чем на самом деле. Достаточно быть добрым и честным. Глобально не врать себе и окружающим, и тогда, как это не парадоксально, все становится легче и справедливей. Я уверен, что человек становится свободным и счастливым тогда, когда полностью перестает врать. Это, видимо, непросто, поэтому счастливых людей так мало. Когда человек врет, он просто оттягивает то, чему не миновать, - просто теряет энергию и жизненное время

- Что для вас Петербург сегодняшнего дня? Остается ли он по-прежнему культурной столицей или что-то изменилось? Чего ему не хватает?

- Петербург - родной город, я счастлив быть петербуржцем. Мне кажется, что в целом люди стали вежливее и доброжелательней, чем, скажем, было в 90-х. Плюс подрастающее поколение вселяет большие надежды в плане общего менталитета. Город преображается в лучшую сторону. Восстанавливаются памятники архитектуры, фасады домов, строятся гигантские инженерные сооружения, автомобильные развязки, аэропорты. Для полного счастья не хватает продуманной качественной социальной рекламы, которая незримо воспитывает общество, велосипедной перспективы, спланированной стратегии развития культурной сферы. Но, в целом, я горжусь нашим прекрасным городом.

Беседовала Елена Воронова

Проект осуществлен на средства гранта Санкт-Петербурга

Подпишитесь