Posted 16 ноября 2012, 17:47
Published 16 ноября 2012, 17:47
Modified 30 января, 12:36
Updated 30 января, 12:36
Скандал вокруг законопроекта «о ритуальных жертвоприношениях», который блогеры отыскали в базе данных Госдумы и всю минувшую неделю с азартом пересылали друг другу, в парламенте назвали «бурей в стакане воды».
Законопроект № 161207-6 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» появился в базе данных Госдумы еще 26 октября. Однако в центре внимания интернет-общественности он оказался только на минувшей неделе. Внимание блогеров привлекала первая же статья этого документа, в который предлагается внести в действующее законодательство следующую поправку: «Молитвенный обряд, а также религиозные обряды, сопряженные с насильственными действиями в отношении человека или животного беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, местах и объектах, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, а также в жилых помещениях».
Сначала попытка законодательного регулирования религиозных обрядов, «сопряженных с насильственными действиями в отношении человека» многим показалась шуткой. Однако когда в качестве доказательства серьезности намерений наших депутатов отыскалась ссылка на документ на официальном парламентском сервере, веселье сменилось возмущением.
«Формально будет закреплено и узаконено право на жертвоприношения связанные с «насильственными действиями» как в отношении животного, так и человека. Толерантно, ничего не скажешь!», - негодовали блогеры.
Известный русский националист Константин Крылов по этому поводу даже написал гневное письмо в комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
«Совершенно вне зависимости от того, будет документ принят в такой формулировке или не будет, снят он с рассмотрения или проходит внутридумскую процедуру, я хотел бы, как избиратель и как журналист, попросить у вас внятных разъяснений по его содержанию, которое является не просто скандальным, а выходит за всякие рамки вменяемости», - делится Крылов содержанием письма в своем блоге.
«Имели ли депутаты Госдумы Иванов и Лебедев, внесшие этот законопроект, в виду человеческие жертвоприношения или, допустим, ритуальные сатанинские изнасилования девственниц? Возможно, речь шла еще о каких-то ужасающих обрядах?», - такой вопрос, в частности, адресует он членам профильного думского комитета.
Реакция обитателей соцсетей сильно удивила авторов законопроекта, которые заверили корреспондента «Росбалта», что не ставили своей целью легализацию преступных сект, а хотели всего лишь урегулировать проведение массовых мусульманских праздников с «резанием баранов».
«Да вы что? Какие сатанисты и поклонники чертей? – воскликнул в ответ на вопрос корреспондента один из авторов проекта, депутат от фракции ЛДПР Сергей Иванов. - К ним это вообще не относится. Если они захотят, и так в подвале крови напьются. Мы же говорим об обрядах четырех официальных религий - христианства, мусульманства, буддизма и иудаизма. И, прежде всего, речь шла о мусульманских праздниках типа Курбан-байрама».
Другой автор документа, вице-спикер Госдумы и тоже либерал-демократ Игорь Лебедев добавил, что законопроект преследует своей единственной целью установление конкретных мест, где можно проводить такие обряды. Их перечень депутаты решили ограничить мечетями, жилыми домами и прочими сооружениями.
При этом, как следует из документа, если верующие вдруг захотят выйти на проспект, им придется заручиться поддержкой властей.
«Так что резать младенцев не получится! Мы просто постарались максимально расширить формулировку, чтобы охватить любые возможные обряды, которые способны шокировать простого гражданина. Эти обряды не должны становиться предметом всеобщего обозрения - вот и все», - сказал Лебедев.
В ответ на просьбу пояснить, не считают ли они формулировки документа все же дающими, мягко говоря, чересчур обширный простор для толкования, оба соавтора законопроекта отказалась от идеи вычистить из его текста формулировку о насильственных обрядах.
«Обрезание без наркоза, с юридической точки зрения, тоже считается насилием», - сказал Лебедев, добавив, что «юридически насилие - это виды действия субъектов по отношению к другой личности, которые влекут за собой одну или несколько форм страдания».
Корректной признал формулировку законопроекта и глава думского комитета по делам религиозных объединений Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). «Уголовный кодекс никто не отменял, поэтому никакие человеческие жертвоприношения не легализуются. Не надо впадать в крайности», - заявил он корреспонденту «Росбалта», попутно напомнив о запрете на создание в стране религиозных групп и организаций, занимающихся противоправной деятельностью.
Тем не менее, член фракции КПРФ в Госдуме Вадим Соловьев отметил в беседе с «Росбалтом», что законопроект, действительно, таит в себе опасности легализации преступных сект.
«Здесь надо быть очень внимательным в плане формулировок, которые должны разрабатываться с привлечением специалистов, а не просто так», - отметил он.
Парламентарии посоветовали не забывать и про Уголовный кодекс, который запрещает не только насилие по отношению к людям, но и жестокое обращение с животными. Что касается крещения или, например, обрезания, то подобные обряды, как правило, требуют согласия самих участников или их законных представителей.
«Законопроект явно противоречит действующему законодательству и вообще выглядит провокацией, способной посеять, разве что, межнациональную рознь», - согласен член фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Горовцов.
Несмотря на это, в ЛДПР решили остаться при своем мнении. Правда, уже в пятницу, после шума, поднятого в Интернете, там решили внести новую версию законопроекта, в которой, однако, сохранены все прежние формулировки. При этом авторы документа сочли необходимым разрешить проводить массовые религиозные обряды с согласия властей и в порядке, предусмотренном законом о митингах.
Между тем действующий закон о свободе совести уже содержит аналогичную норму, действующую при проведении уличных религиозных обрядов. Так что шансы «детища» либерал-демократов заручиться поддержкой все Госдумы стремятся к нулю.
Впрочем, как заверили «Росбалт» источники в Госдуме, никаких шансов на принятие такого закона не было изначально, а в профильном думском комитете всю шумиху вокруг скандального документа считают «бурей в стакане воды».
Мария Шувалова