Posted 2 октября 2012, 11:15
Published 2 октября 2012, 11:15
Modified 31 марта, 23:09
Updated 31 марта, 23:09
Юсуп-Хаджи Темерханов, обвиняемый в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова, закончил знакомиться с материалами дела. В ближайшее время оно будет передано в суд. Как удалось выяснить «Росбалту», раскрыть громкое преступление сыщикам удалось в ходе разработки группировки автоугонщиков, укравшей автомобиль для убийцы Буданова.
Как сообщил «Росбалту» источник в правоохранительных органах, Юсуп-Хаджи Темерханов и двое его защитников 1 октября закончили знакомиться с 17-ю томами дела и подписали соответствующие документы. Пока материалы читают еще два адвоката, однако, как ожидается, и они в ближайшее время завершат этот процесс, после чего обвинительное заключение будет передано на утверждение в прокуратуру, а потом дело поступит в суд. Темерханов намерен просить о проведении слушаний с участием присяжных.
До последнего времени оставалось неясным, как оперативникам удалось выйти на след предполагаемого убийцы Буданова, соблюдавшего все меры конспирации. По словам источника «Росбалта», раскрыть преступление помогла машина Mitsubishi Lancer, которую использовал киллер. Скрывшись после убийства, он облил автомобиль смесью солярки и бензина и поджог. Пожар заметили прохожие, которые быстро потушили огонь. В результате машина пострадала не сильно. Идентификационные номера на ней были перебиты, однако экспертам удалось установить исходные. Благодаря этому сыщики отследили судьбу иномарки.
Выяснилось, что в свое время этот автомобиль попал в крупное ДТП, после чего его списали как не поддающийся восстановлению. Однако страховая компания смогла "реанимировать" Mitsubishi, который позже был продан через автосалон жителю Москвы. Весной 2011 года иномарку у него украли неизвестные. Оказалось, что как раз в этот период времени сотрудники МУР разрабатывали участников группировки автоугонщиков, а их телефоны стояли на прослушивании.
Позже, уже после гибели бывшего полковника, один из оперативников вспомнил, что в одной из бесед угонщиков (эта запись приобщена к материалам «дела Буданова») злоумышленник сообщил своему подельнику, что поступил «заказ» на Mitsubishi Lancer. Тот ему ответил, что как раз украл на днях нужную машину и готов передать ее клиенту.
Оперативники быстро выяснили – речь шла как раз об автомобиле, использовавшемся убийцей Буданова. Автоугонщиков допросили, они назвали «заказчика». Он оказался хорошим знакомым Юсуп-Хаджи Темерханова и покупал машину у автоугонщиков как раз по его просьбе. Дальше раскрыть преступление было уже делом техники, тем более что киллер оставил в салоне Mitsubishi много улик. В частности, журналы, футляр для очков, пустые банки из-под йогуртов. Оперативники установили магазины, где приобретались эти товары, и продавцы опознали в покупателе Темерханова. Все их имена в деле засекречены под разными псевдонимами, например, «Мечта». Узнал Юсуп-Хаджи и свидетель под псевдонимом «Алан», который видел, как после убийства Буданова мужчина с пистолетом в руке садился в Mitsubishi.
В ходе расследования было установлено, что собирать установочные данные о Буданове (где он живет и работает в Москве) Темерханову помогали несколько «неустановленных лиц», материалы в отношении которых выделены в отдельное производство. Сыщики подозревают, что одним из подельников мог быть брат Юсуп-Хаджи, а нужную информацию ему передал сотрудник правоохранительных органов московского региона, который имел доступ к соответствующим базам данных.
В июне 2011 года в распоряжении Темерханова оказались нужные ему сведения, оружие и угнанный автомобиль. Затем он организовал слежку за Будановым. Камеры наружного наблюдения, установленные в разных местах Москвы, зафиксировали, как в начале июня за служебным микроавтобусом Mercedes бывшего полковника непременно следует Mitsubishi Lancer. По версии следствия, киллер поджидал удобный момент для нападения. Такой подвернулся 10 июня 2011 года, когда Буданов вместе с супругой прибыл в нотариальную палату на Комсомольской площади. Бывший полковник должен был оформить жене доверенность на ребенка, чтобы они могли поехать отдохнуть за границу. Когда Буданов вышел покурить на улицу, киллер выпустил в него восемь пуль.
Довольно долго следователи устанавливали мотив преступления. В результате они пришли к следующему выводу. В 2001 году в селе Гелдаген Чечни неизвестные, одетые в форму солдат федеральных войск, заперли в фургоне, а потом заживо сожгли отца Юсуп-Хаджи. Преступление так и осталось нераскрытым. В результате у Темерханова возникла ненависть к российским военным «как к классу» и желание отмстить им. А Буданова он в качестве жертвы выбрал как наиболее одиозного представителя военнослужащих, совершавших преступления на территории Чечни.
Близкие Темерханова говорят о его невиновности. По их мнению, правоохранительные органы старались побыстрее раскрыть громкое преступление, схватили по чьей-то наводке Юсуп-Хаджи, а дальше уже подгоняли под него материалы дела, в том числе обеспечивали нужные показания свидетелей. Сам Темерханов давать показания отказывается, ссылаясь на статью 51 Конституции РФ.
Юрий Вершов