Posted 25 сентября 2012, 11:33
Published 25 сентября 2012, 11:33
Modified 31 марта, 23:15
Updated 31 марта, 23:15
На днях министр экономического развития России Андрей Белоусов обнародовал данные по развитию российской экономики за август. ВВП вырос всего на 0,1%, а промышленное производство сократилось на 0,7%.
До конца года прогнозы неутешительные. Ожидается, что во II полугодии темп роста снизится примерно на треть - ниже 3% против 4,5% за период с января по июнь 2012 года. В целом за год правительство ожидает роста ВВП на уровне 3,5%.
Объясняя причины замедления, чиновники кивают на последствия кризиса в Европе, повлекшего за собой сокращения экспорта топливно-энергетических ресурсов. Кстати, этот фактор будет работать и во II полугодии тоже. По крайней мере, ожидается, что за III квартал 2012 года ВВП еврозоны снизится на 0,8%, что еще больше сократит спрос на российские углеводороды — на Старый Свет приходится более половины российского экспорта.
Европейская экономика пока далека от восстановления. По оценке старшего аналитика Национального рейтингового агентства Максима Васина, то, что ЕЦБ в неограниченном количестве скупает европейские долги, не решает проблем периферийных стран еврозоны, не создает новых рабочих мест и не делает экономику эффективнее. «Ничего особенно хорошего в Европе не происходит. Проблема долгов Греции до сих пор не решена, решение постоянно оттягивается (в прошлые выходные «тройка» международных кредиторов снова отложила его до периода после выборов в США). По-прежнему неясен объем помощи, необходимый Испании, и политическая ситуация там далека от идеальной. Сейчас, по слухам, власти Европы рассматривают вопрос расширения европейского стабфонда ESM. Удастся это сделать или нет – пока вопрос, а вот то, что если этого сделано не будет, ситуация может выйти из-под контроля – пугает», - сообщил эксперт «Росбалту».
Во всем мире наблюдается усиление негативных для России тенденций. Так, Китай сократил рост ВВП до прогнозируемых 7,5% в 2012 году, США снизил прогноз роста ВВП до 1,7-2%, а Европа ожидает падения - от -0,6 до -0,2%. «В такой ситуации при всемирном сокращении производства, России будет сложно найти покупателей для своего сырья», - отметила в беседе с «Росбалтом» аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина.
У России практически перестал расти внешнеторговый оборот, а экспорт и вовсе сократился на 3,2%. Возможности сырьевого экспорта оказались исчерпаны. «Здесь нет места улучшению товара, его конкурентоспособности, можно лишь увеличивать объемы (а этому есть предел) и надеяться на повышение цен (а это не во власти России)», - отметила она.
До кризиса физический объем экспорта увеличивался в среднем на 6,7% в год, и это давало 2,3 процентных пункта вклада в общие темпы роста ВВП. В прошлом году экспорт расширился где-то на 2,5%, его вклад в динамику экономического роста составил менее 1 процентного пункта. «Такая же картина сохранится и в обозримом будущем, до 2014 года», - полагает Максим Васин.
Импорт, напротив, продолжает расти. По данным Росстата, с начала года он вырос на 7,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Это, правда, существенно меньше, чем годом ранее. Тогда относительный рост составил 40,7%, но он был зафиксирован на фоне более чем 30-процентного роста экспорта. Сейчас же было экспорт сократился на 3,2% с начала года.
Сегодня рост импорта «забирает» примерно 4 процентных пункта прироста ВВП — также, как и в докризисный период. «Маловероятно, что импорт товаров в Россию перестанет расти быстро и внезапно. Скорее всего, в условиях, когда девальвационный эффект ограничен, импорт будет продолжать расти темпами, превышающими рост экспорта. Ограниченная девальвация не дает развиваться импортозамещающим производствам. А вот стоимость импорта при росте курсов иностранных валют увеличивается», - отметил Васин.
Аналитик полагает, что при отсутствии физического роста экспорта и ценового спроса на сырьевых рынках российская экономика не имеет ресурсов для продолжения роста. Более того, сокращение сальдо внешней торговли, подстегиваемое ростом импорта, негативно влияет на показатели ВВП.
Вероятность реинкарнации экспортоориентированной модели роста, доминировавшей в 1999-2004 и 2009-2010 годах, по его мнению, крайне мала, поскольку ситуация в мировой экономике сейчас шаткая.
Помимо этого против роста ВВП работают и другие факторы. Это инфляция и рост процентных ставок со второй половины года, продолжение оттока капитала при низких инвестициях в российские компании, а также спад в сельском хозяйстве, спровоцированный пожарами и засухой.
Есть и риски демографического характера. В ближайшие несколько лет на рынок труда придет поколение 1990-х, численность которого относительно низкая. «При этом в настоящее время отсутствуют усилия, направленные на создание в стране благоприятной миграционной политики, – напротив, в общей тенденции «закручивания» гаек политика эта может коснуться и борьбы с нелегальными мигрантами, которые составляют значительную часть новых рабочих рук в стране. Это очень важный вопрос, который пока не решен», - отметил Васин.
Владислав Кузьмичев