Posted 11 сентября 2012, 11:00

Published 11 сентября 2012, 11:00

Modified 31 марта, 23:28

Updated 31 марта, 23:28

Что скрывает тишина ЦПКиО?

11 сентября 2012, 11:00
За последние годы на Елагином острове возник непонятный симбиоз. С одной стороны, здесь не встретить "модных" развлекательных аттракционов, с другой - за многое надо платить. "Росбалт" выяснял, почему петербуржцы не стремятся в ЦПКиО.

За последние годы на Елагином острове возник непонятный симбиоз. С одной стороны, здесь не встретить "модных" развлекательных аттракционов, с другой - за многое надо платить. Центральный (если судить по названию) петербургский парк сегодня не привлекает толпы отдыхающих. Корреспондент "Росбалта" прогулялся по ЦПКиО, чтобы выяснить, почему петербуржцы не стремятся туда.

Сегодня в ЦПКиО трудно заметить следы «советскости», разве что из зелени рядом с главным входом выглядывает бюст Сергею Кирову. И сегодня парк продолжает носить имя этого, по характеристике Ленина, «рукастого большевика». Свое имя ЦПКиО получил еще в 1934 году - сразу после смерти первого секретаря ленинградского обкома Кирова. Вполне естественно, что руку к созданию парка на Елагином острове прикладывали не только советские труженики. Дворцово-парковый ансамбль возник здесь благодаря таланту Карлу Росси. Впрочем, можно на Елагином встретить и новодел, например, скульптуру Александра Таратынова «Танец».

Совсем не по-советски, а вполне по-современному в парке подходят к вопросу окупаемости. Деньги с отдыхающих сдирают буквально за все - вход, экскурсии, питание и прочее. Летом действовали следующие тарифы: цена входного билета для взрослых составляла 50 рублей, для студентов и солдат срочной службы — 20 рублей, пенсионеры и дети до 7 лет могли пройти на Елагин бесплатно. В выходные и праздничные дни проезд в парк на велосипедах и транспортных средствах был запрещен. Прокат роликовых коньков обходился в 150 рублей за час, велосипеда - в 200 рублей, самоката - в 100. Поиграть в настольный теннис можно было также за 100 рублей. Часовая аренда лодки стоит 240 рублей. За то, чтобы пострелять из арбалета или винтовки в тире, покидать в мишень дротики, посетить 5D-кино-кабину тоже надо платить.

В лавочках общепита купить горячую кукурузу стоит 80 рублей, стаканчик чая или кофе обойдется в 40 рублей, пирожок - в 50 руб, а заморский гамбургер или пицца и вовсе встанет в 90 рублей. При желании можно встретить и ларьки, торгующие пивом, где цены в среднем выше общегородских в два раза. А на лодках можно приобрести кормежку для белочек и уток — 10 рублей за пакетик. Пока еще можно своей капустой и морковкой кормить овец и козлов из недавно открытого в ЦПКиО мини-зоопарка, воронов при желании можно даже покормить говядиной, а вот оленям убедительно просят не давать хлебобулочных изделий — им от них плохо.

Посещение уборных комнат обойдется в 10 рублей. Что радует, в ЦПКиО нет синих кабин биотуалетов, для посетителей эти удобства в каменных корпусах, но опять же - за деньги...

Принято считать, что с приходом в Смольный нового губернатора Петербург стал жить в режиме экономии. В городском бюджете, который был назван «социально направленным», не нашлось денег сразу на несколько проектов, которые считались для разрастающегося мегаполиса знаковыми. Однако пояса затягивались не везде. Отдельным учреждениям, наоборот, было прописано дополнительное финансирование. В когорту таких счастливчиков вошло и ГУ «Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова». В бюджете Петербурга на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов прописано увеличение финансирования парка на 136,5 млн рублей.

Впрочем, вскоре выяснилось, что парк не так уж и обласкан новым городским руководством. В декабре 2011 года посмотреть на ЦПКиО приехал курирующий в городе культурные вопросы вице-губернатор Василий Кичеджи. Этот зимний вояж запомнился не столько озвученной директором ЦПКиО им. Кирова Павлом Селезневым информацией о том, что человека в костюме и кроссовках на пробежке пускают в парк бесплатно, сколько итоговой просьбой вице-губернатора переработать концепцию развития парка. Кичеджи, отметив «отличное сочетание природных ландшафтов и архитектурных творений», ненавязчиво заметил, что было бы неплохо изучить зарубежный и московский опыт организации парков. В частности, было сказано, что в настоящее время отдыхать на Елагин остров приходят в основном пожилые люди, а центральный парк должен стать местом отдыха всех горожан.

После осмотра территории и рабочего совещания Кичеджи дал указание главе комитета по культуре усовершенствовать концепцию развития парка. К осени место, которое занимал Дмитрий Месхиев, стало вакантным, и вопрос с концепцией развития парка по-прежнему открыт.

Можно предположить, что руководство ЦПКиО скептически отнеслось к необходимости "усовершенствоваться", поскольку предыдущую концепцию готовило именно оно. Павел Селезнев не раз говорил, что Елагин остров — это прежде всего место для тихого отдыха, здесь нельзя организовывать аналог «Диснейленда» и проводить всякие Дни ВДВ. Шуметь здесь не следует еще и потому, что можно помешать VIP-персонам, ведь на соседнем Каменном острове расположена правительственная резиденция К-2 администрации Петербурга.

Однако сказать, что ЦПКиО блюдет тишину и покой нельзя. Более того, иногда массовые мероприятия, проходящие на территории Елагина острова, сопровождаются скандалами. Так, на протяжении нескольких лет в ЦПКиО на берегах Большой Невки проходили фестивали «Приморская уха». В числе организаторов праздников традиционно числился и Петербургский клуб любителей рыбной ловли. Как известно, клуб этот не простой, а, что называется, элитный. Членами его являются более полусотни топ-менеджеров. Тот факт, что в клуб входит и сам директор ЦПКиО Павел Селезнев, позволил злым языкам сделать вывод, что парк служит местом для проведения рыболовного междусобойчика для питерских "тузов".

В этом году парк оказался втянут в неприятную историю с торжественным приемом, который проводил в Елагином дворце за день до начала Петербургского экономического форума. По сообщениям блогеров, было оцеплено едва ли не четверть острова, закрыт доступ и к саму дворцу. Отмечалось, что автомобили VIP-гостей парковались прямо на площадке, где сидят люди и проходит специальная дорожка для роллеров и велосипедистов. Петербуржцам не давали гулять по всей территории острова, подвергали опасности попасть под машину и вообще "всячески мешали отдыху граждан", возмущались люди.

Кто-то скажет "потерпят" - не криминал. Естественно, парк переживал и куда более страшные времена. Например, Евгений Вышенков в своей книги «Крыша» описывает случай конца 1980-х годов, когда питерская братва приехала в парк испытывать приобретенный арсенал. «Одна компания борцов как-то приобрела ящик гранат и поехала в ЦПКиО посмотреть как они будут взрываться. Они одну за другой бросали их, не забыв вынуть чеку, на лед замерзшего пруда, и ни одна не разорвалась...».

В этом году (сразу после ПЭФа) Елагину острову присвоили статус особо охраняемой природной территории. Как-никак на острове произрастают примерно 500 видов высших растений и живут около 100 видов птиц. При этом представители "зеленых" и градозащитники бьют тревогу о судьбе местных вековых дубов, которых парк может лишиться.

Перед руководством ЦПКиО сегодня по сути стоит такая же задача как и перед городом в целом. Как сохранить то, что имеем (ландшафтно-планировочные и архитектурные решения Росси), и при этом вдохнуть в парк новую жизнь. Нужны свежие идеи. Как правило, подобные решения появляются после конкурсов среди архитектурных бюро. Другое дело, что даже после проведение таких мероприятий петербуржцы как правило остаются недовольными (действительно, а какая разница, какой формы будет небоскреб, если он все равно испортит панораму). Если существует кризис идей, то, может быть, при создании новой концепции ЦПКиО стоит обратиться за помощью к самим горожанам. Пусть это будет хотя бы соцопрос, носящий рекомендательный характер.

Да, может быть посетитель парка не мыслит глобально, но он может посоветовать, где организовать велодорожку, спортивную площадку, нужны ли инструкторы, готовые помочь в освоении того или иного снаряда, какой должна быть уличная мебель, кто должен обеспечивать безопасность, хотят ли видеть люди на острове зоопарк, а если хотят, то какой, где можно разместить детскую зона, а где - для тинейджеров. У последних, кстати, тоже неплохо было бы поинтересоваться, почему они предпочитают проводить досуг в торговых комплексах с кинотеатрами и боулингами, а не в парках, какие мероприятия стоит организовывать, чтобы сделать пространство Елагина дворца интересным для них. Не надо видеть в каждом посетителе потенциального вандала! Отдельный тема — люди с ограниченными возможностями: для них петербургские парки такая же зона препятствий, как и весь город в целом.

Пока же получается, что молодежь, если и приходит в ЦПКиО, то только, чтобы сфотографироваться с белочкой у кормушек и со львами и у Елагина дворца, а затем каталогизировать снимки из "старого парка" в альбомах социальных сетей.

О том, как живет главный парк Москвы, можно почитать здесь.

Подпишитесь