Posted 30 августа 2012, 05:00
Published 30 августа 2012, 05:00
Modified 31 марта, 23:43
Updated 31 марта, 23:43
10-11 сентября молдавский премьер Владимир Филат встретится в Москве с российским коллегой Дмитрием Медведевым. Кремль будет уговаривать Молдову вступить в Таможенный союз. Кишиневские «румыны» пообещают подумать, если Россия оставит Приднестровье. Москве не впервой выдавать бесчестие за прагматизм, но хочется верить, что на этот раз Филат уедет ни с чем.
Недавний визит Ангелы Меркель в Кишинев местные власти преподносят как гарантию, что возможная постсоветская реинтеграция не затронет Правобережье Днестра. Но уверенности в этом у правящего «Альянса за Евроинтеграцию» нет. Хотя адепты слияния с Румынией выбивают из молдаван воспоминания о стабильной и зажиточной жизни запретом советской символики и памятников, события в Бельцах показали: сторонников второй румынской оккупации (первая была в 1918-1940 годах) в любой момент могут порвать на куски.
На возможность членства Молдовы в ЕС Меркель даже не намекнула. Но в Берлине не скрывают, что хотели бы удержать Кишинев от вступления в Таможенный Союз. «Если же речь пойдет о вступлении Молдовы в ТС, то определенные проблемы возникают, так как в Евросоюзе действуют другие правила, пошлины и тарифы, - заявил в прошлом году полпред ЕС в Кишиневе Дирк Шубель. - Если Молдова стремится к углубленному режиму свободной торговли с ЕС, то она должна определиться, по какому пути идет».
Кошмар в летнюю ночь
Молдова – это бывшая советская Молдавия без Приднестровья, правый берег Днестра без левого. Именно в таком, урезанном виде, она вышла из СССР и провозгласила независимость. Потом, правда, спохватилась и попыталась захватить левобережье военным путем. Но не смогла. Сегодня евроинтеграцию в Кишиневе понимают почти исключительно как благорастворение в румынах.
Приднестровье из Союза не выходило, а после его распада пожелало участвовать в Таможенном и Евразийском союзах. Это стремление было не раз подтверждено на референдумах – как и желание, чтобы на территории республики стояли союзные российские войска, гарантия от возможной новой агрессии прорумынских националистов.
Но допустим, что Молдова урегулировала 22-летний конфликт на своих условиях: сохранение унитарной этнократии с «широкой автономией» для Приднестровья. Допустим даже, Молдову с Приднестровьем принимают в ЕС. На практике это означает, что приднестровско-украинская граница становится границей Евросоюза. Попасть в Тирасполь или Рыбницу из Москвы, Киева или Одессы можно будет только по визе. Российские войска уйдут, силовые структуры Кишинева возьмут ПМР под полный контроль. Действия всех молдо-румынских соглашений обретут полную силу и на приднестровской территории; начнет жестко меняться и языковая среда. Сторонники ориентации на Россию и Украину начнут выдавливаться, если не зачищаться, а евробюрократы прикроют любые выходки властей Кишинева и союзного ему Бухареста. Разумеется, говорить о Таможенном или Евразийском Союзе станет бессмысленно.
Теперь сразу два вопроса: есть ли смысл вообще в переговорах на политические темы между Кишиневом и Тирасполем в условиях таких взаимоисключающих подходов? И что Кишинев в лице премьер-министра Влада Филата может предложить Москве в момент приезда последнего в столицу России?
Филат – истребитель танков
Лидеры Молдовы сполна оттягиваются на теме пребывания российских войск в Приднестровье. Все они едины: россиян надо выводить. Не остался в стороне и лично Филат: «Миротворческая миссия должна быть переформатирована в гражданскую под международным мандатом». Ближайший соратник премьера глава МИД Юрий Лянкэ не скрывает, что в Москве Филат потребует сдачи российских позиций на Днестре: «У нас есть достаточно аргументов, и я надеюсь, что вместе нам удастся убедить наших партнеров из Российской Федерации, что больше нет психологических или каких-либо других аргументов, чтобы сохранить статус кво».
Кишинев не только не хочет видеть российские войска в ПМР, но и не собирается участвовать в каких-либо военных союзах в бывшем СССР, вроде ОДКБ. Нет у националистического Альянса жажды окунуться и в работу Таможенного или Евразийского союзов. Более того, Кишинев из кожи вон лезет, чтобы и Приднестровье не могло участвовать ни в одном из них. Так какая выгода Кремлю принимать столь недружественно настроенного к России политика? На месте российских политиков я бы подумал о таких визитерах: а надо ли мне их тут размещать, поить-кормить, чтобы они мне в моем же доме мозги полоскали?
Вы думаете, премьер Филат является взвешенным центристом, умеренным прагматиком, неуклонно отсекающим любой экстремизм в Молдове? Вовсе нет. Его Либерально-Демократическая партия, имеющая в АЕИ наиболее многочисленную фракцию, 12 июля шла в авангарде запрета советской символики. При этом Филат с гордостью шагал в одном строю с пещерным русофобом и унионистом Михаем Гимпу. Тем самым, который, услышав вопрос журналиста на русском языке, завелся: «Уходи отсюда! Задавай вопросы Ленину! В Молдове государственный язык румынский!».
Филат ничуть не лучше: 11 июля в интервью газете «Adevărul» он без обиняков назвал памятники танкистам - освободителям Молдавии от фашистов «болью и трагедией для нашей страны», которую «советская оккупация» 1944 года оторвала от «матери-Румынии».
НАТО, «Газпром» прогони
3 марта 2012 года СМИ сообщили: «Правительства Румынии и Республики Молдова подписали в Яссах восемь договоров о сотрудничестве. Премьеры двух стран Михай-Рэзван Унгуряну и Влад Филат поставили подписи под Планом действий в области внедрения положений Совместной декларации об учреждении Стратегического партнерства между Румынией и Республикой Молдова по интеграции последней в ЕС». О Таможенном или Евразийском союзе – никаких упоминаний.
Зато есть кое-что еще. В апреле 2012 года перед неделей НАТО в Молдове Влад Филат обратился к генсеку альянса Андерсу Фогу Расмуссену с просьбой защитить республику от рисков, связанных с присутствием в Приднестровье российских войск, и взять ее под опеку по примеру Грузии. «Были и другие просьбы, - сообщала «НГ» 4.04.2012. - Признать Объединенный совет правительств Румынии и Молдавии в качестве особого партнера НАТО, а также оказать давление на спецпредставителя президента России в Приднестровье Дмитрия Рогозина, с тем, чтобы он «не вмешивался во внутренние дела Молдавии».
Правительство Влада Филата борется и с энергозависимостью от Москвы, на которую премьер РМ собирается 10-11 сентября произвести авианалет. «У нас хорошие связи с нашими румынскими партнерами, и есть возможность закупать у них электроэнергию по более низкой цене, - цитирует Publika.md. - Румыния может обеспечить 30% потребляемой Молдовой электроэнергии». Возможность строительства высоковольтной электролинии Бельцы-Сучава обсуждалась на встрече премьер-министра РМ Владимира Филата и председателя американской корпорации Pike Electric Эрика Пайка. «Энергетическая независимость является приоритетом для молдавского правительства», - заявил Филат. От кого – вновь понятно. Не обойден вниманием премьера и газ – но не газпромовский. Сегодня в Кишиневе популярна идея поставок газа из Румынии путем строительства газопровода Яссы-Унгены.
Бессмертны подвиги Влада Филата и его команды и в иных сферах. Скажем, сейчас ЛДПМ работает над законопроектом о люстрации, согласно которому в доступе на госслужбу может быть отказано гражданским функционерам эпохи СССР.
Так нужен ли визит Влада Филата Кремлю?
Из чего сделаны наши мальчишки
Для либеральной группировки в Москве партнеры из числа националистов, в принципе, желанные гости. В отличие от Путина, Медведев, который собственно и пригласил Филата в Москву, не считает распад СССР геополитической катастрофой. «Я так не считаю, я уже говорил об этом, я так не считаю. Это действительно было очень драматическое, очень тяжелое событие, я его отлично помню, потому что я уже был взрослый мальчик, мне было 26 лет, - цитировали тогдашнего президента РФ в 2011 году «Грани.ру». - Считать это главной геополитической катастрофой я не могу». И далее: «он отметил, что распад Советского Союза произошел практически бескровно».
Я не уверен, что с ним согласились бы те, кто лег изрешеченный пулями и осколками на улицах Бендер, с кого сняли заживо кожу в Фергане, кто был сожжен в Сумгаите и зарезан в Карабахе, кого сажали на кол в Абхазии и забивали насмерть в Южной Осетии. В одном Таджикистане погибло от 100 до 200 тысяч человек. Возможно, по мнению «взрослого мальчика», это и бескровно. Меня же, как говорил управдом Бунша, терзают смутные сомнения.
Но, как говорится, им из оврага виднее. Я же задаю еще один вопрос: какова ценность визита в Россию главы правительства страны, где выкорчевывается все, что связано с нашим общим прошлым? Очевидно, что при мало-мальски благостных коммюнике визит будет продан официальным Кишиневом как одобрение его политики Москвой. Можно не сомневаться, что по возвращении Филата АЕИ с утроенной силой ринется в атаку на всех, кто сопротивляется принудительной румынизации. Уже анонсировано, что на очереди в Молдове – законодательное уравнивание коммунизма и нацизма.