Posted 20 августа 2012, 06:00

Published 20 августа 2012, 06:00

Modified 31 марта, 23:52

Updated 31 марта, 23:52

Как прибалтов за русофилию наказывают

20 августа 2012, 06:00
Двадцатилетие распада СССР ознаменовалось в Прибалтике серией судебных и внесудебных расправ над латышами и литовцами, посмевшими вступиться за права русскоязычных и усомниться в этнократических мифах.

Двадцатилетие распада СССР ознаменовалось в Прибалтике серией судебных и внесудебных расправ над латышами и литовцами, посмевшими вступиться за права русскоязычных и усомниться в этнократических мифах.

Говорить о Прибалтике в ключе поголовной ненависти к русскоязычным - в корне ошибочно. Ведь среди латышей, литовцев и эстонцев многие пострадали от экономического геноцида со стороны собственного правительства, а многие прекрасно относятся к людям других национальностей. Более того: современная история знает случаи, когда прибалтов государство наказывало за русофилию.

Преподаватель Мореходного училища Латвийской морской академии Георг Куклис-Рошманис накануне референдума за русский язык открыто высказался в поддержку великого и могучего вследствие чего потерял работу. Озвученное им мнение в Латвии сродни героическому поступку: «Я патриот той Латвии, за которую почти единодушно голосовали русские и латыши, и которую мешают строить озабоченные националисты. Ведь те люди, которые кричали, что они якобы 50 лет мечтали о независимости, на самом деле против нее боролись, успешно приспосабливаясь к советской власти. Они же сплошь были партийными функционерами, активистами молодежного, профсоюзного движения, учили других, как надо правильно любить власть, и осуждали тех, кто делал это недостаточно самозабвенно. В привычной манере они руководят и сегодня - в стиле самых жестких сталинских репрессий, не забывая критиковать Сталина».

Однако, финальной причиной для увольнения Куклиса-Рошманиса стало празднование им дня Победы в Риге 9 мая, а не 8-го, как предписывают власти. 9 мая он пришел к монументу Освободителям, и кто-то из начальства заметил его в телевизионном ролике. В мае его предупредили, что с ним не будут продлевать рабочий контракт. 21 мая преподаватель Куклис-Рошманис был вызван в кабинет своего начальника Сармиты Домбровской, где записал диалог с начальницей. Отвечая на вопрос Рошманиса, по какой причине его собираются уволить, Домбровска ответила кратко: «Вы политически потенциально опасны». И добавила: «Ваши личные политические убеждения не соответствуют официальной государственной политике Латвии». Она также рассказала своему бывшему подчинённому, что «направление официальной политики Латвии — это Америка и НАТО. А если ему нравится поддерживать русских, то тогда он волен ехать в Россию. В Латвии, сообщила она, он не может, и не имеет права работать преподавателем или воспитателем в государственном образовательном учреждении.

До того вопиющего случая в Латвии разворачивалась другая, почти комическая в своей нелепости история. Агрис Суна, глава профсоюза полицейских Латвии, решил поддержать движение «Интернациональная Россия», суть которого сводилась к сплочению соотечественников, и о котором в самой России мало что знают. Однако, латвийские спецслужбы сочли его поступок едва ли не антигосударственным и посвятили ему целый выпуск телепередачи «Ничего личного» (Neka personiga). Создатели передачи сопоставили съезд движения со съездом партии «Единая Россия» и решили, что теперь Суна вместе с остальными врагами Латвии будет воссоздавать СССР.

Другой эпизод скорее трагичен. Айнарс Комаровкис, малоизвестный латвийский общественный деятель, призывал дружить с Россией, а перед референдумом за русский язык как второй государственный – голосовать «за». Но к Комаровскису в Латвии относились настороженно как русские, так и латыши. Именно он одновременно стал чужим, как среди «своих», так и среди «чужих».

Этим же летом в Литве был объявлен уголовным преступником и уплатил 3000 евро штрафа председатель партии «Социалистический народный фронт» Альгирдас Палецкис. Его судили за то, что Палецкис произнёс в эфире фразу «Свои стреляли в своих». Речь шла о событиях 1991 года в Вильнюсе во время штурма телебашни, где, как свидетельствуют многочисленные материалы и признания участников, националистически настроенные литовцы стали жертвами своих же лидеров, которым нужны были убитые, чтобы обвинить советскую армию.

Куклис-Ромшанис как-то произнёс прекрасные слова офицера: «В нашем роду понятия порядочности, патриотизма никогда не были пустыми словами, и посторонним я себя в Латвии не чувствую. Наоборот, я классический латыш, а такие в латвийской истории всегда были неразрывно связаны с Россией, имели русских друзей, супругов, перенимали русский менталитет, который позволял им развиваться. Их латышскость была равнозначна русскости, ибо крепость русского духа всегда поднимает человека на достойный уровень. Для русофобской Латвии я, конечно, не гожусь - классический латыш с русскою душой».

За это своё мироощущение он несёт наказание - храбро и достойно, как и положено человеку военному.

Все эти истории произошли за какой-то год. Кстати, знаменательный. В 2011-м минуло ровно 20 лет с момента роспуска СССР.

Александра Турчанинова

Подпишитесь