Posted 30 июля 2012, 18:20
Published 30 июля 2012, 18:20
Modified 1 апреля, 00:11
Updated 1 апреля, 00:11
Уникальный для Купчино подростково-молодежный клуб "Центр современной культуры "Факел", не просуществовав и года, оказался в центре скандала. Петербургские художники, представляющие движение GOP-ART, заявили, что их работы на этой госплощадке подвергли "цензуре" - заклеили липким скотчем мужской пах, саму выставку несколько раз пытались закрыть и вообще отказали в дальнейших совместных проектах, хотя они уже были запланированы. Эти обвинения руководство "Факела" называет "черным пиаром". В свою очередь администрация Фрунзенского района Петербурга обещает отреагировать на ситуацию специальными мерами.
В редакцию "Росбалта" инициативная группа направила письмо, в котором утверждается, что "Факел" находится на грани закрытия. "Факел" так и не сумел решить, как позиционировать общую направленность и стратегию развития, постоянно колеблясь между желаемым для пиара «Центром современной культуры» и обозначенным в документах «Подростково-досуговым центром». Эта путаница в наименованиях сыграла решающую роль в его скоропостижном развале", - заявляют художники.
Камнем преткновения стала выставка "GOP-ART. От души" куратора Кирилла Шаманова, открытая в "Факеле" 10 июня. Этот проект, по словам организаторов," был направлен на критику культурной ситуации вообще и интересно связывался с территориальным контекстом Факела". Имеется ввиду среда гопников, которых, по неподтвержденным данным, в Купчино больше, чем в других районах Петербурга.
Любопытно, что всероссийское движение GOP-ART зародилось в Петербурге, но в родном городе ранее оно не было представлено. В анонсе выставки предупреждается, что GOP-ART - это "философский дискурс пацанов с окраин и высоколобых интеллектуалов, попытка непротиворечиво свести вместе пацанский жаргон и птичий язык постмодернизма". Сами участники проекта – отнюдь не пацаны с района, а "неплохо образованные, интеллигентные художники, всего около 20 авторов". Своей задачей Шаманов поставил "максимально обстебать то, что считается в Петербурге современным искусством, пародирует его, опираясь на опыт дадаизма и авангарда". Так, гоп-артисты "сбивают спесь с высоколобых искусствоведов, брезгующих российским зрителем и запутавшихся в собственных концепциях". Скажем прямо - смелые и неоднозначные заявления.
Однако руководство "Факела" согласилось на риск, вероятно, не предусмотрев, какой шквал критики повлечет за собой появление в стенах площадки, посещаемой детьми и чиновниками, фаллоса и прочих "стеб-объектов".
"Исходя из соображений «Центра современной культуры», его директор Маргарита Ахмадеева, обрадовалась тому факту, что именно на ее площадке впервые в Петербурге будет представлена ироничная экспозиция, полная хулиганской эстетики. Однако за две недели до открытия оказалось, что с точки зрения досугового центра молодежи и подростков, две трети работ для выставки не подходят. И даже невинный мужской пах с точки зрения этого формата являлся открытой пропагандой гомосексуализма и педофилии", - утверждается в письме активистов. Они подозревают, что перемена в настроении произошла не без участия местной власти.
Один из организаторов Никита Пашментов уточнил, что договоренность о проведении выставки на базе "Факела" существовала с февраля, хотя, по его словам, "была масса вариантов, где ее проводить": "Я прекрасно понимаю, что, наверное, GOP-ART совсем не по формату того юридического лица, которым является "Факел", но об этом нам можно было сказать сразу, когда мы только начали договариваться о её проведении".
Однако к началу лета работы уже были укомплектованы, художники должны приехать в Петербург, и кураторы предупредили, что о срыве выставки обязательно сообщат в СМИ. Открытие все-таки состоялось.
Работы висели, но что-то было не так - наблюдательные художники обратили внимание на метаморфозу: "Приехал отснять работы и обнаружил странную, липкую грязь на стеклах, под которыми были работы. Оказалось, что на каждой из пяти фотографий пах мужской фигуры был заклеен бумагой на скотче, - рассказал в соцсетях художник Петр Павленский. - Почему не эрегированный мужской член вызвал волну животного страха у администрации "Факела", нам по всей видимости остается только догадываться. И фантазировать на тему, какую панику они могли бы испытать, оказавшись в Эрмитаже". Этот "факт нелепой цензуры" вызвал живое обсуждение в Сети.
По словам художников, дирекция несколько раз пыталась закрыть выставку досрочно. Последний крупный эксцесс случился уже в день самого закрытия проекта 15 июля – казаки недовольные содержанием выставки и внешним видом куратора (на открытие он был с папахой и нагайкой), написали жалобу губернатору Петербурга Георгию Полтавченко.
Директор, которой уже некуда было отступать, "пообещала обосновать выставку как самовольный месячный захват "Факела", что оказывается уже полной нелепостью в контексте фотографий, на которых она сама позирует на фоне картин в папахе и с нагайкой", отмечают активисты. По их данным, "Факел" в данный момент находится на рассмотрении специальной комиссии от губернатора Георгия Полтавченко "с перспективой на закрытие и увольнение не справляющегося со своими обязанностями персонала".
Скандальная выставка тем временем отправилась из Петербурга в тур по России (Ростов, Москва). Однако узел конфликта завязался уже так туго, что остается до сих пор. Директор отказала гоп-артистам в проведении других проектов на территории "Факела", запланированных ранее.
Художник из Перми Дмитрий Шадрин, который также участвовал в выставке "GOP-ART. От души", рассказал: "У нас с Пашей Бумажным в "Факеле" намечалась совместная выставка, которая должна была открыться 15 августа. Он прилетел из Китая за свои деньги, подготовили материал". Но недавно Маргарита Ахмадеева написала ему: "В комитет по культуре кто-то направил письмо против выставки Шаманова с требованиями и угрозами. Поэтому нам запретили делать твою выставку категорически". "Я все могу понять, мы же в России, но это полнейший цирк", - негодует Шадрин.
Сама директор "Факела" характеризует все заявления активистов как "черный пиар", попытку сделать себе имя и "чистой воды провокацию". По ее словам, многое в письме художников не соответствует действительности. К примеру, мужские половые органы никто краской не закрашивал и скотчем не заклеивал - работы лишь накрывали тканями-драпировками на время посещения "Факела" школьниками.
"У нас центр многофункциональный и достаточно площадок для проведения разных мероприятий. На втором этаже в рамках проекта FAKEL CAMP к нам ежедневно до 15:00 приходили школьники, а выставка была открыта на первом этаже после 15:00. Но мы все равно считали нужным закрывать работы внешними тканями. Детки шибутные, чтобы никто не лазил", - объясняет Маргарита Ахмадеева.
Она считает, что художники возмущены не столько "цензурой", сколько тем, что им отказано в новом проекте: "Проект был по планам, он нам нравился. Но сейчас у нас есть предложения, которые больше укладываются в концепцию "Факела". На сайта учреждения говорится, что его миссия — "инициировать непрерывную социо-культурную активность и реализация современных проектов на территории Фрунзенского района с вовлечением в нее интересной публики". Публика оказалась интересной, но для подросткового клуба - слишком.
"Они абсолютно не понимают, чем мы занимаемся. Мы поддерживаем молодежные проекты и работаем в рамках молодежной политики, имеем более социальную направленность. А от этих деятелей современного искусства (ничего не имею против них) при таком подходе государство еще больше будет отворачиваться. Они даже между собой не ладят: пока готовили выставку, ругались, орали, матерились. И вообще - приходили странно выглядящие люди, смотрели голодными глазами... С ними нам не очень комфортно было работать, - признается директор. - При таком поведении, каких-то махинациях они придут к тому, что с ними ни одна площадка иметь дело не будет. А мы их поддерживали, помогали, когда они никому не были интересны".
При этом директор подчеркивает, что "Факел" - площадка бесплатная, государственная, с очень хорошими условиями выставочного пространства. "У нас нестандартная внутренняя архитектура - другой подход, не кабинетный, который позволяет проводить и мастер-классы, и театральные репетиции, и различные лаборатории, - замечает она. - Конечно, наш просторный пустой выставочный зал очень подходит для современного искусства. Но это такое ревностное отношение - эти молодые люди хотят иметь постоянную площадку для своих проектов, но нужно вести-то себя - по-хорошему".
Однако цензурными тряпочками и хорошим поведением проблему до конца не решить: статус учреждения - вот ключевой момент дела.
У искусства - современного или нет - есть некие возрастные категории. А для критики происходящего и поисков новых жестов для выражения современных художников лучше всего подходят экспериментальные площадки. Эксперт в области петербургского авангарда, художник и поэт Ирина Дудина убеждена, что современнное искусство с его перформансами и детский досуговый центр не совместыми: "Беречь детство и стыдливость нужно. У каждого есть право на недосказанность, тайну. Ребенка с несозревшей психикой "взрослое искусство" может травмировать".
Хоть современных детей и считают суперпродвинутыми Интернетом и прочими гаджетами, но это не освобождает взрослых от ответственности за их воспитание, формирование их личности. Ведь даже в первобытнообщинном обществе был обряд инициации.
"В Петербурге достаточно площадок для "взрослого искусства". А для маргинального, экспериментального искусства, разного рода перформансов должны быть небольшие площадки. К примеру, для этого хорошо подходит "Лофт Проект ЭТАЖИ" (однако там за аренду надо платить). Я сама часто экспериментирую, мои друзья-художники экспериментируют, но, что касается детского зрителя, должна быть определенная грань и ее нужно соблюдать", - предостерегает Ирина Дудина.
Почему же все-таки "хулиганы" из GOP-ART выбрали для своего "стеба" бесплатный, но государственный "Факел"? Зачем руководство утвердило неоднозначные по формату проекты и вообще стало сотрудничать с людьми, которые занимают позицию в искусстве, неподходящую к статусу подросткового клуба? Ответить на эти и другие вопросы поможет специальная комиссия, созданная по решению главы Фрунзенского района Терентия Мещерякова. Она, как сообщили в районной пресс-службе, должна разобраться в возникшем с "Факелом" инциденте - кто прав, кто виноват.
"Главная цель состоит даже не в том, чтобы найти виновных, а чтобы нормализировать ситуацию. Может быть, нам удастся договорится о мирном разрешении конфликта. Комиссия скоро соберется и выслушает обе стороны", - заявил "Росбалту" руководитель пресс-службы администрации Фрунзенского района Кирилл Смирнов.
По его словам, регламентировать то, что показывать в "Факеле", а что нет, администрация на себя ответственности не брала и не берет: время, когда искусство в России регламентировали, прошло. Но возникшая ситуация заставила выстраивать стратегию и политику "Факела" более тщательно и продуманно. "Для "Факела" будет создан экспертный совет, который объединит разных представителей общественности, в том числе, из художников, казачества, СМИ (эксперты от "Росбалта" могут в него войти). Совет будет определять - что является искусством, а что нет. Чиновники вряд ли могут определить это", - заверяет Кирилл Смирнов.
Что касается статуса "Факела" как ПМК, то, чтобы преодолеть ограничение, принято решение перевести его на баланс муниципального кинотеатра "Чайка". "Таким образом, самая главная проблема - что есть взрослое искусство, а что есть детское - уйдет на второй план. Данное объединение будет уже центром культуры не столько для подростков, сколько для всех", - добавляет он.
Важно учесть, что существование в спальном районе Купчино (куда боятся заезжать иностранцы, думая, что здесь "криминальная зона") центра современной культуры - во многом смелый и амбициозный проект. В нем есть свои противоречия и история с гоп-артистами их вскрыла. Но в целом, согласно опросу "Росбалта", жители района не хотят, чтобы после скандала "Факел" прекратил существование.
"Факел" не закроют, - заверяют в районной пресс-службе. - Он был открыт недавно, 1 декабря 2011 года, ему еще работать и работать. Важно, что раньше ни одного выставочного центра в Купчино не было, а теперь есть. И, если о "Факеле" говорят (даже в негативном ключе), то он уже стал явлениям. И мы приложим все усилия, чтобы он стал для Петербурга явлением позитивным".
Любовь Костерина