Posted 25 июля 2012, 11:55
Published 25 июля 2012, 11:55
Modified 1 апреля, 00:15
Updated 1 апреля, 00:15
В нынешнем году отмечает свое 75-летие Северный речной вокзал столицы. Отмечает, увы, не в лучшем виде. Аварийное здание закрыто для посещения и обнесено забором. Ремонт обещают где-то «до 2020 года».
Сам по себе речной вокзал – как учреждение, порт – вполне себе функционирует. У причалов всегда стоит парочка круизных лайнеров, а более мелкие суденышки совершают короткие экскурсии. В основном, конечно, это остатки советской роскоши: один прогулочный катер типа «Москва» 1970-х годов выкрашен красным и золотым и называется «Император», другой – совсем уже старенький катерок типа «Москвич» 1950-х годов, тоже имеет красные детали и носит название «Советский Союз». Правда, во время экскурсии, вместо выдержавших испытание временем советских песен могут врубить на полную катушку совсем уже последнего разбора эстраду перестроченных времен, что сделает пребывание на борту трудновыносимым для интеллигентного человека. Ну, как повезет.
Чуть дальше – грузят на баржи щебень и песок. Конечно, все это не очень вяжется с гордым именем «Порт пяти морей». Но все-таки, это жизнь, простецкая и, в хорошую погоду, довольно веселая. И вот, прямо посреди этого водно-земного людского торжища - историческое здание Северного речного вокзала, выселенное и безлюдное. Сразу вспоминаются два стихотворения: «А у воды высится, как мираж, древний корабль – грозное чье-то судно» Андрея Макаревича и «Но жизнь невозвратимо далека от пушек старого броневика» Арсения Несмелова.
Нельзя еще сказать, что это «руинированный памятник». Отваливаются от него только куски штукатурки. Еще целы все стекла и старые оконные рамы – а с одного бока на первом этаже вставлены стеклопакеты – в темно-коричневых рамах, видимо, не самые дешевые. Пустует, однако, все здание – в том числе и комнаты с начатым кем-то ремонтом. Билеты на суда продаются рядом в обычных будках.
Хорошо видны с двух сторон бронзовые буквы 1933 ВОЛГА = МОСКВА 1937 (именно так, со «знаком равенства»). Вообще-то, это – грозное напоминание. Обе даты – кровавые, и в строительстве самого канала имени Москвы гуманного было достаточно мало. «Но этот канал хоть нужным оказался», с горькой иронией заметил Солженицын. Однако серый и осыпающийся остов вряд ли может служить наглядным историческим пособием. Чтобы почтить память «каналоармейцев», надо бы сначала реставрацию выполнить и восстановить прямые служебные функции вокзала, и тогда уже можно будет приискать место для мемориальной доски, памятника, а то и небольшого музея.
Со стороны причала неплохо сохранились медальоны с зарисовками достижений сталинской эпохи – примерно, как в потолке метро «Маяковская». И по-прежнему высится на единственной башне бывшая кремлевская звезда, всего два года украшавшая Спасскую башню. Можно разглядеть, что звезда эта – без стекла, из металлических конструкций, позолоченная, причем позолота неплохо сохранилась, а вот серп и молот – черные, и на них уже нет и следа от уральских самоцветов.
«Это парадные ворота Москвы со стороны канала Москва-Волга, - рассказал корреспонденту «Росбалта» координатор общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров. – Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский максимально старались приблизить здание к кораблю и вообще символизировать Москву как порт пяти морей. С одной стороны там был фонтан с белыми медведями, с другой – фонтан с дельфинами, что означало некий вселенский масштаб, от Арктики до теплых морей».
«Звезда на шпиле взята со Спасской башни Кремля – когда металлические звезды заменяли «рубиновыми», ее не выкинули, а поставили на здание Речного вокзала. Камни, правда, уже повыпадали в основном, – отметил историк. - Шпиль был когда-то раздвижной: он выдвигался как телескопическая антенна. Если поднимался – значит, навигация есть. А в обычном состоянии навигации нет. То есть, летом он был поднят, зимой – опущен. Правда, пользовались им совсем недолго, несколько лет. Потом просто подняли и зафиксировали. А сейчас он постоянно спущен. Оформление входов в вокзал – на этих тарелках-медальонах изображены наиболее знаковые вещи для тогдашнего времени. Днепрогэс, Дворец Советов, метро «Киевская». Какой-то паровоз даже».
«Внутри я был, некоторое время назад, - сообщил Юрий Егоров. - Утрачены оба фонтана по краям: от одного остался постамент, от другого – вообще ничего. Видно, что здание сыпется, надо что-то делать. А так, обычный бедствующий памятник московский. Все украшения осыпаются, кое-где уже бетон поехал. Он остается памятником федерального значения – поставлен на охрану чуть ли не вторым после Мавзолея. Проскальзывают ноты о реконструкции – чего не должно быть, только реставрация. Но что там конкретно кто хочет, - мне на глаза не попадалось. Четких намерений пока явлено не было».
Жители, встречные в парке на берегу, тоже хотели бы видеть вокзал восстановленным. «Конечно, обидно, что так, - делится ощущениями местная жительница Ирина Анатольевна. – Вы знаете, когда я сюда приехала в 1973 году – во второй класс школы – тут было, в некотором смысле, все наоборот. Дикий был район, деревня. Собственно, колхоз уже заканчивал свою деятельность, вокруг стояли избы – вот, в двух шагах от нас была председательская изба. Ну, конечно, Ленинградка тут проходила – да и все, из цивилизации. И единственным украшением места был вот этот Речной вокзал. Потом, год за годом, здесь разбивался парк, становилось все красивее и уютнее. И сейчас район-то хороший, вон зелени сколько. Его иностранцы очень любят – они часто на пароходах тут катаются. Неудобно как-то, что ж вокзал-то весь облупленный такой».
Среди посетителей парка – группа сотрудников «Аэрофлота». «Нам тут катание на теплоходе устроили в честь Дня авиации, - рассказывает одна из них, Марина Викторовна, - Правда, день авиации – 18 августа, но мы вот немножко загодя повеселились. Для нас с Речным вокзалом очень много связано. У меня и муж, и отец – летчики, как и у многих из нас. Так вот, до 1980-х годов наши отцы и мужья все праздники отмечали здесь – «под звездочкой», в ресторане Речного вокзала! Это была традиция «Аэрофлота», но она поддерживалась здравым смыслом, - тут была прекрасная кухня и очень уютный зал. От «Аэропорта» до «Речного вокзала» - это был такой водно-авиационный район. Конечно, очень обидно, что он в таком жалком состоянии сейчас».
«Мне больше всего хотелось бы, чтобы этот забор убрали, - признается пожилой москвич Вячеслав Михайлович. – Сам я в некотором роде «кабинетный ученый» и речными круизами не увлекаюсь – хотя дети мои здесь катались на теплоходах. Но это – пейзаж, это наша среда обитания. Забор очень раздражает, как колючая проволока какая-то. Года три вокзал уже закрыт, до этого какие-то офисы в нем сидели, потом их погнали. Не видно тут хозяйской руки».
Хозяин здания – федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы». На запрос «Росбалта» от руководства канала удалось получить ответ:
«Сообщаем Вам, что здание Северного речного вокзала является памятником архитектуры… объектом федеральной собственности и передано в хозяйственное ведение ФГУП «Канал имени Москвы» с 2009 года. Здание Северного речного вокзала было передано в неудовлетворительном техническом состоянии. В связи с аварийным состоянием, в настоящее время здание закрыто для посетителей.
В целях недопущения дальнейшего разрушения конструкций, подверженных обрушению, в 2010 году были разработаны соответствующие проекты и проведены противоаварийные работы по усилению элементов. Одновременно ФГУП «Канал имени Москвы» провело работу по получению планово-реставрационного задания на данный объект. Реставрацию здания Северного речного вокзала планируется включить в программу «Развитие транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года». В настоящее время концепция данной программы прорабатывается дирекцией московского транспортного узла».
Леонид Смирнов