Posted 19 июля 2012, 16:09
Published 19 июля 2012, 16:09
Modified 1 апреля, 00:20
Updated 1 апреля, 00:20
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 17 июля отклонил жалобу Сергея Снопока, считающегося основным бенефициаром холдинга «Фаэтон», на решение суда нижестоящей инстанции, отказавшегося отрешить от занимаемой должности конкурсного управляющего ООО «Фаэтон-Аэро» Дениса Лебедя. Таким образом очередная попытка владельцев «Фаэтона» братьев Сергея и Михаила Снопоков переломить ход банкротства ключевой компании холдинга и вернуть себе контроль над ней потерпела фиаско.
Напомним, что скандальное банкротство «Фаэтона» стало толчком к одному из наиболее крупных корпоративных конфликтов в Петербурге за последние несколько лет. Возврата своих средств от Снопоков и их структур добиваются около 20 банков (включая Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк). Задолженность перед ними в рамках ведущихся процедур банкротства десяти компаний холдинга составляет почти 14 млрд руб., а общая кредиторская задолженность группы приближается к $1 млрд.
В своей деятельности Снопоки активно использовали заемные средства, к 2008 году став одними из наиболее закредитованных предпринимателей региона. Деньги банков привлекались как для экспансии на топливные рынки других регионов и реализации масштабных девелоперских проектов, так и для развития сельскохозяйственного направления бизнеса группы. На начало 2009 года заемный капитал холдинга почти в 4 раза превышал собственный.
В мае 2009 года ООО «Фаэтон-Аэро» инициировало собственное банкротство, и спустя месяц в отношении компании было введено наблюдение (должность временного управляющего занял лояльный Снопокам Родион Гайнутдинов). Одновременно «Фаэтон-Аэро-Финанс» объявила дефолт по своим облигациям. Позднее по аналогичному сценарию стали банкротиться и другие компании холдинга.
Автобанкротство «Фаэтона» явилось полной неожиданностью для большинства его кредиторов, усмотревших в действиях Снопоков стремление уклониться от выполнения своих финансовых обязательств. Ряд кредиторов «Фаэтон-Аэро», наиболее активную позицию среди которых заняли банки «Глобэкс», «Россия», «Санкт-Петербург» и «ЮниКредит», не сумев оспорить в суде само решение о банкротстве компании, добились возбуждения в отношении ее руководства уголовного дела по статьям 196 («преднамеренное банкротство») и 176 («незаконное получение кредита») УК РФ.
В ответ бенефициары «Фаэтона» заявили о готовности к конструктивному диалогу с банками, но на деле поспешили закрепить за собой контроль над процедурой банкротства «Фаэтон-Аэро» посредством массового установления в реестр требований кредиторов компании финансовых претензий аффилированных структур для получения голосующего большинства на собраниях кредиторов. В частности, им удалось включить в реестр требования родственных «Фаэтону» ООО «Фаэтон-Аэро-Финанс», ЗАО «Копорье», ЗАО «Ленпромтранспроект» и «FDG Investment Ltd.», а также путем переуступки долга с рядом банков сделать кредиторами банкротящейся компании входящие в холдинг ОАО «Остроговицы», ОАО «Верево» и ООО «Центральное коллекторское агентство».
Между тем, основания, по которым большинство «фаэтоновских» фирм смогло установить свои требования к «Фаэтон-Аэро», выглядят достаточно спорными, а в недружественных «Фаэтону» банках эту задолженность вообще считают фиктивной. Дело в том, что она, как правило, возникала по договорам залога и поручительства между компаниями внутри холдинга. Особенностью этих договоров была их возмездность: поручительства и залоги другие компании холдинга предоставляли аффилированной фирме-заемщику за плату, составлявшую нередко до 85% от суммы кредита или залога, причем иногда на заемщика «вешался» долг по кредиту, который был выбран до него. Заемщик не выполнял финансовых обязательств по договорам, и поручитель получал формальное право предъявить финансовые претензии, которые в условиях банкротства последнего превращались в ходатайство об установлении прав требования кредитора. Таким образом большинство компаний «Фаэтона» оказались друг для друга кредиторами и, одновременно, должниками.
В этой связи по-настоящему «жаркой» стала борьба между банками-кредиторами холдинга и его владельцами за присутствие в реестре «Фаэтон-Аэро» аффилированных с «Фаэтоном» ЗАО «Октан» и ООО «Промтранс», что было обусловлено огромной суммой их требований, в совокупности превышавшей 2 млрд руб.
ЗАО «Октан», будучи 100%-й «дочкой» «Фаэтон-Аэро», арендовал у материнской структуры земельные участки, на которых возвел полтора десятка АЗС. Затем все они были признаны самовольными постройками, а «Фаэтон-Аэро» согласилась взять их на свой баланс. По закону это означало необходимость возмещения «Октану» затрат на строительство, но никаких компенсаций дочерней структуре ООО «Фаэтон-Аэро» выплачивать не стало, и та превратилась в крупнейшего кредитора компании. Доказать притворность этой сделки и окончательно исключить «Октан» из состава кредиторов компании банковскому пулу удалось лишь на уровне Высшего арбитражного суда.
Основания, по которым требования к «Фаэтон-Аэро» предъявляло ООО «Промтранс», еще более любопытны. Эта фирма осуществила нехитрый фокус с имевшимися у нее облигациями «Фаэтон-Аэро-Финанс» на сумму 288 млн. руб, в результате чего ее должниками формально стали чуть ли не все компании «Фаэтона». В течение двух дней «Промтранс» восемь раз продал эти облигации компании «Фаэтон Девелопмент Груп», которая продавала их третьему лицу, которое, в свою очередь, снова перепродавало их «Промтрансу». «ФДГ» не платил продавцу ни копейки, на бумаге задолжав ему 1,6 млрд руб., а поручителями по сделкам стали более десятка компаний холдинга, включая «Фаэтон-Аэро», солидарно разделивших финансовую ответственность перед «Промтрансом». Банкам далеко не сразу удалось выдавить эту компанию из реестра кредиторов ООО «Фаэтон-Аэро».
До лета 2011 года Снопокам удавалось не только контролировать банкротство «Фаэтон-Аэро», но и затягивать процесс за счет введения на предприятии летом 2010 года внешнего управления, осуществлять которое было поручено все тому же Гайнутдинову. Однако «вылет» из банкротной процедуры компаний «Октан» и «Промтранс», вкупе с включением в нее нового кредитора в лице «Россельхозбанка», радикально изменило соотношение сил: преимущество на собраниях кредиторов теперь было у банков.
20 июня 2011 года на ООО «Фаэтон-Аэро» было введено конкурсное производство, а конкурсным управляющим решением суда назначен член НП «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Денис Лебедь. С первых же дней работы в новой должности он столкнулся с противодействием сторонников руководства «Фаэтона» (например, Радион Гайнутдинов долгое время уклонялся от передачи новому управляющему печати и документов организации). Кроме того, Сергей Снопок несколько раз ходатайствовавл в суд об отстранении Лебедя. Свои претензии к конкурсному управляющему он мотивировал тем, что тот якобы аффилирован с ВТБ, поскольку в нескольких процедурах утверждался по представлению этого банка. Хотя кандидатуру Лебедя на собрании кредиторов 5 мая 2011 года выдвинул вовсе не Банк ВТБ, а «фаэтоновский» «Ленпромтранспроект». 14 мая Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил ходатайство Снопока, а в минувший вторник эту позицию поддержала и апелляционная инстанция.
Между тем, в мае 2012 года против конкурсного управляющего было возбужденно уголовное дело по фактам злоупотребления полномочиями. Основанием для этого стала пролонгация Лебедем сдачи в аренду ООО «Фаэтон - топливная сеть №1» автозаправочных станций, находящихся в залоге у банка «Петрокоммерц», без согласия залогового кредитора. По некоторым данным, с заявлением в питерское УВД обратилось упомянутое ЗАО «Ленпромтранспроект». При этом срок договора аренды ООО «Фаэтон-Аэро» с ООО «Фаэтон - топливная сеть №1» истек в феврале 2012 года, и с тех пор Лебедь тщетно пытается вернуть АЗС законному собственнику, обращаясь в суды и надзорные органы. Более того, изначально договор аренды по АЗС заключался с топливной сетью еще Родионом Гайнутдиновым, и делалось это, скорее всего, в интересах «Фаэтона» - а Лебедь всего лишь продлил договор.
Впрочем, видимо, не рассчитывая на эффективность уголовного преследования Лебедя, в «Фаэтоне» решили подстраховаться, попытавшись вернуть себе большинство на собраниях кредиторов «Фаэтон-Аэро». Весной 2012 года представители Снопоков смогли договориться о переуступке долга «Фаэтон-Аэро» с МДМ-банком, являвшимся крупным кредитором компании. Право требований в размере 500 млн руб. было выкуплено структурами холдинга всего за 30 млн руб. (долг перед МДМ-банком был не кредитным, а основанным на операциях по сделкам РЕПО с облигациями «Фаэтон-Аэро-Финанс», и реально стоил гораздо меньше).
Эта сделка заметно повлияла на расклад голосов на собраниях кредиторов «Фаэтон-Аэро», где сторонники Снопоков вновь получили большинство. В итоге собрание кредиторов компании, прошедшее 16 мая, приняло ряд решений в интересах бенефициаров холдинга, в том числе - обратиться в суд с ходатайством о замене Дениса Лебедя в должности конкурсного управляющего «Фаэтон-Аэро» на лояльного Снопокам Дмитрия Краснова, в настоящее время занимающего должность временного управляющего ООО «Фаэтон - сеть №1». Банковский пул очень негативно принял эти решения. Иск об отстранении Лебедя будет рассмотрен судом в ближайшие дни. Между тем, ВТБ уже обжаловал решение собрания в судебном порядке - рассмотрение жалобы намечено на сентябрь. Оппоненты банков надеются закрепить свой успех уже сейчас - иск об отстранении Лебедя будет рассмотрен судом в ближайшие дни, однако, чтобы добиться желаемого им придется доказать, что Лебедь действует с нарушениями, а сделать это будет скорее всего не просто.
Очевидно, что основная битва за «Фаэтон» еще впереди, но ее исход в немалой степени зависит от результатов борьбы за «Фаэтон-Аэро»» - как и то, удастся ли банкам отстоять право на возврат своих средств.
Светлана Длугач