Posted 12 июля 2012, 10:30
Published 12 июля 2012, 10:30
Modified 1 апреля, 00:26
Updated 1 апреля, 00:26
В Петербурге родился прецедент: суд вынес обвинительный приговор медикам, искалечившим новорожденного малыша.
Обвинительным приговором закончилось дело, о котором «Росбалт» писал в октябре 2011 года (подробности читайте здесь). Напомним, 23-летняя петербурженка Анна Сафронова в сентябре 2010 года родила в старейшем петербургском роддоме №6 им. проф. Снегирева своего первенца — Дениса. Молодая женщина была абсолютно здорова, врачей посещала регулярно и рожать отправилась в роддом, находящийся буквально в 100 метрах от дома.
Однако рожать она начала "не вовремя": как раз попала на утренний пересменок дежурных бригад медиков. Потом, по ее словам, акушеры пошли пить чай, несмотря на просьбы роженицы обратить, наконец, на нее внимание и перевести в родовое кресло. Потом у них был обед. Зато паника у медиков началась, когда около полудня у роженицы начались потуги, и акушеры поняли, что идет что-то не так. Уже потом, в суде, выяснится, что внимание на роженицу обратила вовсе не дежурная бригада врачей, а молодой врач-ординатор Иван Куклев, работающий в роддоме всего 19 дней.
"Ребеночек не выходил, тогда врачи буквально всей бригадой стали ложиться мне на живот и выдавливать ребенка, - рассказала «Росбалту» Анна. - Они давили локтями с такой силой, что я не могла дышать, при этом они кричали на меня, грубили, ничего не объясняли. Даже мне, впервые рожавшей, было понятно, что возникли сложности. На что мне было сказано примерно следующее: не умничай, мы сами знаем, что делать".
Кошмар продолжался 4 часа. Когда Денис родился, мама увидела на голове ребенка большую гематому, а правая ручка висела вдоль туловища, как тряпочка. Впоследствии Денису поставят диагнозы: хроническая внутриутробная гипоксия, а также "родовая травма — парез Эрба". Парез Эрба иначе называется "кукольной ручкой", а также "ошибкой акушера". Но тогда, в роддоме, молодой маме, также как и папе, и бабушке, никто ничего не сказал. Просто через несколько дней Анну выписали, а новорожденного сына прямиком из роддома отправили в Детскую больницу им. Святой Ольги, где он находился более месяца.
"Запомни: ты сама виновата!" — твердили, по словам Ани, медики роддома как заклинание. — И вообще скажи спасибо, что ребенок жив остался". Вероятно, молодая неопытная женщина так бы и взяла вину на себя, если бы не бабушка — полковник милиции в отставке Галина Сафронова. «Только после того как я пришла в роддом в милицейской форме (Галина Леонидовна не скрывает, что это был уже жест отчаяния — иначе врачи держали глухую оборону и ничего не говорили семье) и с участковым милиционером, врачи со мной встретились и рассказали, что моя невестка Аня … сама виновата", - рассказывает Галина Сафронова.
Позиции, что женщина "неправильно рожала", представители роддома придерживались до тех пор, пока семья не обратилась в прокуратуру, не настояла на возбуждении уголовного дела и не подала иск в суд по поводу компенсации морального вреда.
… Врач акушер-гинеколог Светлана Нисковская и акушерка Елена Воробьева умышленно, с нарушением тактики проведения родов, провели неадекватные мероприятия по родовспоможению... Нисковская и Воробьева, осознавая тяжесть последствий и недооценив степень риска, предвидев последствия, выбрали неправильную тактику оказания медицинской помощи, применив к роженице запрещенный всеми медицинскими канонами метод Кристейлера (Метод выдавливания младенца из утробы матери руками. Запрещен приказом Минздрава РФ от 4 декабря 1992 из-за его крайней травматичности — Ред.). Тем самым новорожденному Денису Сафронову был нанесен непоправимый вред здоровью. Ребенок стал инвалидом, функции руки не подлежат восстановлению ... Это строки из приговора судьи Куйбышевского федерального суда Санкт-Петербурга Юлии Трофимовой.
Приговор судья зачитывала почти час. Хлесткие и страшные слова «давление врача спровоцировало парез Эрба... используя запрещенные методы, что является каноном акушерской практики... персонал отсутствовал в течение родовых схваток... не обращал внимания на просьбы женщины оказать ей помощь... грубили, не прислушивались к мнению других медиков... по заключению независимых экспертов, имелась возможность избежать таких последствий, используя другие методы родовспоможения и верно оценив тактику родов... действия содержат умысел, направленный на совершение данного преступления»... все равно не могут описать тот ужас, в котором оказалась молодая и отнюдь не богатая семья Сафроновых.
В течение полутора лет после родов они перенесли длительные госпитализации в детские больницы, непрерывные инъекции, капельницы, обязательный дорогостоящий массаж. В институте ортопедии и травматологии им. проф. Турнера, куда Анна Сафронова также ездила на консультацию, предложили подождать до исполнения Денису 3-х лет, а затем ручку заново сломать и "вырастить по новой", условно говоря.
Живущая в коммуналке молодая семья, благодаря помощи добрых людей, насобирала необходимые средства и отправилась на лечение в Германию. Однако все оказалось бесполезно: мальчику стало чуть полегче, но, согласно вердикту врачей, правую руку мальчик не поднимет уже никогда.
Кроме того, из-за неправильно выбранной тактики родов серьезно покалечилась и сама Анна: еще потом более месяца ей нельзя было сидеть, только стоять и лежать.
"Я буквально ходила по стеночке, сына в больнице кормила стоя, и все время постоянно плакала, — рассказывает мама. — Но в Снегиревке и на этот счет нашли дикое объяснение: они сказали, что внутри меня все рассечено и началось сильнейшее повторное кровотечение, из-за которого вновь пришлось возвращаться на операцию в роддом, потому что мы с мужем … якобы сразу после родов начали заниматься сексом. Я даже ходить еле могла, ребенок — в больнице, какой тут секс?!"
Во время чтения приговора Нисковская и Воробьева сидели на разных концах судебной скамьи, как можно дальше друг от друга. Воробьева заметно нервничала и вытирала слезы, Нисковская за все время судебного заседания так и не сняла черных очков... По правилам, акушерка должна выполнять указание врача. По словам самой Воробьевой, которую сделали крайней в этой истории, объявив выговор и вынудив уволиться спустя несколько месяцев после ЧП, она пыталась предложить Нисковской другие методы ведения родов, однако врач не слушала и настояла на своем. По мнению суда, неправильную тактику родов врач и акушерка приняли совместно, потому и вину разделили поровну.
Согласно приговору суда, Воробьева и Нисковская признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), и приговорены каждая к 2 годам условного лишения свободы с испытательным сроком 2 года. Суд не назначил штрафа ни той, ни другой, однако в суде идут параллельные слушания по гражданскому делу, по которому пострадавшие надеются получить компенсации, которые пойдут на дальнейшее лечение маленького Дениса.
После чтения приговора осужденные вновь повели себя по-разному. Акушерка Елена Воробьева заплакала, ее бросились утешать коллеги и подруги, присутствующие в зале суда. Одна из них подбежала к врачу Светлане Нисковской и крикнула: «Ну что же вы, а еще врач называется?!..». Но Нисковская даже не повернулась в сторону бывших коллег и, так и не снимая черных очков, пошла общаться со своими адвокатами.
Защитник осужденных заявил, что будет обжаловать приговор и добиваться полного оправдания, так как не считает действия медиков умышленными и считает, что иная тактика родовспоможения была неприменима в данной ситуации. Адвокат пострадавших тоже приговором не доволен из-за его излишней мягкости и отсутствии денежных компенсаций потерпевшим Сафроновым. Однако, по его словам, в России все-таки создан прецедент: суд признал сам факт осуществления медицинской ошибки и наказал виновных.
… А у маленького Дениса Сафронова родилась сестренка. Родители рискнули поверить врачам еще раз, девочка родилась абсолютно здоровой.
Марина Бойцова