Posted 3 июля 2012, 13:53

Published 3 июля 2012, 13:53

Modified 1 апреля, 00:35

Updated 1 апреля, 00:35

Самый главный секрет подземки - ее концепция

3 июля 2012, 13:53
Метро пробирается в самые отдаленные уголки Первопрестольной. Четыре станции заработают в столице уже в этом году, а до 2020 года в планах властей увеличить протяженность линий метрополитена до 150 километров.

Метро пробирается в самые отдаленные уголки Первопрестольной. Четыре станции заработают в столице уже в этом году, а до 2020 года в планах властей увеличить протяженность линий метрополитена до 150 километров.

Как рассказал президент Союза московских архитекторов, главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков, ко Дню города в столице заработают два новых объекта: второй выход со станции «Марьина роща» и долгожданная для жителей подмосковных Реутова, Железнодорожного, Балашихи станция «Новокосино», один из выходов расположится за МКАД.

К концу года появятся еще две станции: «Пятницкое шоссе» и «Алма-Атинская» в районе Братеево. Через год, по словам Шумакова, планируется завершить продление Люблинско-Дмитровской линии с тремя новыми станциями. В планах властей также сдать центральный участок Калининской линии от станции «Третьяковская» до Делового центра. Смело можно говорить и о продлении Бутовской линии от станции «Старокачаловская» до «Битцевского парка» (с остановкой на «Лесопарковой»)…

При этом, по словам Шумакова, хорошие перспективы у строительстве третьего пересадочного контура от Савеловского вокзала до Делового центра.

Всего, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, программа строительства метро до 2020 года подразумевает появление 150 километров новых линий. «Уже сегодня работы ведутся на 169 площадках общей протяженностью 50 километров. На этих работах занято около 18 тыс. строителей», - добавил градоначальник.

Так что планы по строительству метрополитена вырисовываются достаточно четко. Столичное правительство на заседании во вторник утвердило 12 проектов планировок, включающих строительство новых линий метро общей протяженностью 42 километра и 21 новую станцию.

«В результате мы получим два новых радиуса в тех районах, где сегодня нет метро вообще. Кроме того, четыре проекта связаны со строительством станций на периферии города за счет продления существующих радиусов. Два проекта улучшат транспортное обслуживание в центре города, и один проект связан с подготовкой к проведению Чемпионата мира 2018 года», - заявил главный архитектор города Александр Кузьмин.

По словам архитектора, два проекта планировки обеспечивают строительство нового радиуса метрополитена из района Марьина роща на север: сначала до станции «Петровско-Разумовская», а дальше до новой - «Селигерской», которая будет располагаться на Дмитровском шоссе.

«Еще два проекта обеспечивают строительство метро на западе города. От Москва-Сити будет построен участок до станции «Парк Победы» с пересадкой на ней. Следующая станция пройдет в районе Мичуринского проспекта», - рассказал он.

Также, по словам Кузьмина, жители района Жулебино получат две новые станции, жители Братеево - удобную станцию в самом центре района, жители Митино - дополнительную станцию, которая поможет разгрузить жилой район от транзита. «Новая станция будет построена в зоне нежилой застройки на Пятницком шоссе, будет сделан транспортно-пересадочный узел, который возьмет на себя обеспечение жителей области, подъезжающих к этому радиусу», - пояснил он.

По словам главного столичного архитектора, разработаны планы и на строительство новых станций метро в центре города. «На существующей Кольцевой линии между станциями «Проспект мира» и «Новослободская» предлагается построить новую станцию «Суворовская», где будет пересадка на радиальную станцию «Достоевская». Это даст возможность хорошо обеспечить транспортом такие крупные объекты как Театр Советской армии, Олимпийский», - заметил Кузьмин.

Не останутся в обиде и горожане, проживающие в районе метро «Бауманская»: у станции появится второй выход, что облегчит загрузку, обеспечит более комфортный вход по эскалаторам и даст возможность увеличить радиус действия этого объекта метрополитена.

Еще один шаг - строительство станции «Спартак», в зоне размещения стадиона, который должен быть построен для проведения Чемпионата мира 2018 года в Москве.

Работы по расширению метрополитена уже ведутся, правда, по словам главного московского архитектора, в последнее время у специалистов возникают некоторые сложности. Они связаны с новыми требованиями к линейным объектам города. Так, если раньше для строительства было достаточно градостроительного заключения, то теперь для этих объектов нужно составлять проекты планировки, которые до Москвы еще никто в России не делал.

«На федеральном уровне нет ни рекомендаций, ни методических оснований», - посетовал Кузьмин. В связи с этим он попросил представителей городских ведомств с пониманием относиться к их работе, не создавать лишних бюрократических препонов и не требовать от проектов того, в чем нет необходимости для подземных сооружений. В частности, в случае попадания в заповедную зону вентиляционной шахты метро, не нужно просить обоснований ее необходимости, пояснил архитектор.

Но, не смотря на некоторые трудности, проектировочные работы по многим объектам выполнены, получены все необходимые согласования, проведены публичные слушания, резюмировал Кузьмин.

«По 11 объектам, даже по такому сложному, как станция метро «Битцевский парк», слушания прошли удачно, и все вопросы были сняты. Недовольство осталось только по объекту в районе Раменки, где жители не согласны с некоторыми решениями, которые мы сейчас снимаем, и будем снимать на последующих стадиях», - отметил главный архитектор.

Он заметил, что на сегодняшний день 22% жителей города не обеспечены метрополитеном, но когда все вышеназванные станции превратятся из бумажных проектов в настоящие, высокохудожественные надежные сооружения транспортной инфраструктуры, этот показатель снизится до 16%.

К слову о высокохудожественных… Сейчас разработаны не только проекты расположения станций, но и их внешний облик, о котором рассказал главный архитектор государственного проектно-изыскательского института по строительству метрополитена и транспортных сооружений «Метрогипротранс» Николай Шумаков.

Так, например, на станции «Алма-Атинская» (бывшая «Братеево») будут установлены художественные конструкции, похожие на элементы казахских юрт. Но если в юртах эти конструкции, скорее всего, выполнены из прутов, то для станции метро проектировщики сделают увесистые металлические конструкции, которые, помимо эстетической функции, будут еще и освещать платформу при помощи 11 встроенных светильников.

В таком же духе будет оформлен и наземный вестибюль. По словам Шумкова, известный архитектор Александр Рукавишников создаст для него скульптуру...

«Молодой красивый казах бредет по степи, на плечо ему положила голову лошадь, которая следом за ним идет в далекую солнечную перспективу», - с упоением рассказывал архитектор.

А вот станция «Пятницкое шоссе», которая вскоре появится на северо-западе, будет, напротив, ультрасовременной. «Станция лежит на кривой и поэтому изначально ассиметрична. Эту ассиметричность мы решили подчеркнуть и в архитектуре: одна стена будет белой, другая – черной, и свет будет литься только в одну сторону», - рассказал Шумков.

На станции «Новокосино», облик которой горожане и жители Подмосковья смогут оценить уже в скором времени, сейчас идет отделка цветной керамикой. «Сводчатая станция с широкой платформой и очень интересным светом. Отражающие поверхности направлены на прожектора, и за счет этого отражающегося света создается легкая иллюзия пребывания в подземном пространстве», - поделился архитектор.

Но если «Новокосино» скорее спокойная по архитектуре станция, то «Битцевский парк» - абсолютно ассиметричная станция с сумасшедшей архитектурой.

«По своду будут проходить светящиеся языки с определенным ритмом. Красные лестницы, ведущие к пересадочным станциям и выходам в город, врезаются в центре зала в шахматно-шашечную стену. Огромный наземный вестибюль», - передает эксперт, как будет выглядеть новая станция.

Правда, несмотря на четко выстроенную схему строительства новых станций метрополитена, в одном столичные власти все же не определились. По словам Шумакова, речь идет о концепции развития метрополитена в целом.

«Существуют принципиально разные взгляды на то, как должно выглядеть московское метро в будущем: одни предлагают делать новые хорды, другие – кольцо, третьи – соединять хорды с кольцом, объединив два первых варианта», - пояснил он.

Так что на сегодняшний день представленная схема развития метрополитена – верная, но уже завтра она может оказаться совершенно иной, предупреждает архитектор.

Анна Семенец

Подпишитесь