Шестеро жителей города Нежин, после того как брата одного из них начали подсаживать на наркотики, стали ловить наркодиллеров и выбивать из них показания. Выяснилось, что весь бизнес крышевала местная милиция. Позже видеоролики с признаниями с признаниями "пушеров" презентовали на специально созванной пресс-конференции и на Ютубе. Милиция месяц молчала, а затем борцов с наркомафией посадили, а наркоторговцы из роликов так и остались на свободе. Такая вот Сагра по-украински.
На днях суд отправил за решетку шестерых жителей украинского города Нежин. Их обвинили в избиениях, вымогательстве, угрозах убийством, угонах автомобилей и ношении оружия. «Преступная группа» - как решил судья – совершала насилие в отношении мирных граждан и потому получила суммарно 56 лет колонии. Именно так по версии украинской правоохранительной системы следует поступать с теми, кто пытается быть похожим на Робина Гуда.
За два года до этого, весной 2010 года шестеро нежинцев собрали пресс-конференцию. На ней они рассказали о том, как местная милиция прикрывает наркоторговлю. В качестве доказательств предъявили несколько десятков видеороликов. На них разукрашенные синяками местные «пушеры» рассказывали, что их «крышует» местный отдел милиции по борьбе с наркотиками, звучали конкретные фамилии. Никто не играл в мать-терезу – все шестеро «робингудов» открыто говорили о том, что совершали контрольные закупки, применяли силу, а после – снимали признания на мобильные телефоны. Спустя месяц все шестеро были арестованы.
Следователи даже не пытались сплести обвинение в сколь бы то ни было логичный клубок. Видеопризнания наркодилеров не брались во внимание, зато делался акцент на уголовном прошлом всех шестерых обвиняемых, в активе которых сроки за кражи, грабеж и хулиганство. С того времени часть нежинских милиционеров, которых «пушеры» на видео обвиняли в содействии наркобизнесу, ушли на пенсию. Кто-то продолжает работать в органах.
То, что произошло в небольшом украинском городке – чистое рафинированное зло, экстракт зла. Шесть мужиков говорили на суде, что готовы нести любое наказание и призывали всего лишь использовать весь накопленный ими разоблачительный материал. Они не строили из себя супергероев, а делали то, что считали нужным - может даже наперекор всему своему далеко не белоснежному прошлому. Но уродливая система схарчила их и выплюнула – в тюрьму.
Можно умно рассуждать об «активизации протеста на Украине», о «делегитимизации украинской власти» и прочих высоких материях. Но вот есть выродки, которые торговали наркотой, и есть ублюдки, которые их крышевали. Видеопризнания первых доступны на ютубе. Фамилии вторых подскажет гугл. И посадили - именно тех, кто все это обнародовал.
После «Майдана» было модно говорить, что жители Украины более свободолюбивы, чем россияне, и не склонны бесконечно терпеть зло, что в ходе «Оранжевой революции» родилась новая нация и т.п. Однако сравнение нежинских событий с историями в Нижнем Тагиле и Сагре заставляет в этом сомневаться.
Напомним, что в ноябре 2010 года после колоссального общественного давления, принявшего всероссийский масштаб, суд был вынужден освободить главу нижнетагильского филиала организации «Город без наркотиков» Егора Бычкова. Его обвиняли в том, что он насильственно реабилитировал наркоманов: запирал и сажал на строгую диету, пока не закончится ломка, и из организма не выйдут токсины. В защиту Бычкова выступили многие журналисты, правозащитники и блоггеры, друзья создали сайт в его поддержку, который заявляет, что дело против Егора — попытка «Системы наркоторговли, в которую вовлечены и бандиты, и прокуроры, и сотрудники МВД, и многие другие», уничтожить того, кто бросил ей вызов. Солист группы «Чайф» Владимир Шахрин встретился с президентом России Дмитрием Медведевым. В итоге общественность победила.
Через полгода на окраине посёлка Сагра Свердловской области произошла перестрелка между местными жителями и несколькими десятками бандитов, приехавших защищать местного цыгана-наркоторговца, которого сагринцы вынудили покинуть село. Один из нападавших был убит. Правоохранительная машина встала на сторону бандитов, защитникам села грозили немалые сроки, но после обращения местных жителей в фонд «Город без наркотиков» и большого резонанса полугосударственная наркомафия была вынуждена отступить.
Ничего похожего на Украине пока не случилось – возможно, потому, что своего Ройзмана и «Города без наркотиков» здесь нет. Но почему их нет? Почему нет сайта в поддержку нежинцев? Почему никто из «оппозиционеров», пекущихся о каждом чихе Юлии Тимошенко, не встал на их защиту? Почему никто из певцов, – ни тот же Скрипка, ни Вакарчук, - не встретился с президентом Януковичем и не заступился за этих людей?
Нет, они, скорее, приедут в начале июня к стенам Верховной Рады протестовать против попыток принятия закона о региональном статусе русского языка. Это для них важнее.
Украинские сегменты соцсетей переполнены холиварами на тему закона о языках, на форумах боты ломают копья вокруг кумиров прошлого, на телевизионных ток-шоу политические проститутки всех мастей читают лекции на тему девственности. А шестеро из Нежина, попытавшиеся навести маленькую справедливость на маленькой площадке, отправились топтать зону. Для них не нашлось места в головах обывателей, так и не научившихся понимать, кто именно является их главным врагом.
Павел Казарин