Posted 31 мая 2012, 14:28
Published 31 мая 2012, 14:28
Modified 1 апреля, 01:04
Updated 1 апреля, 01:04
МОСКВА, 31 мая. Известный экономист Сергей Алексашенко вряд ли сможет эффективно консультировать госкомпании ОЗК и ОАК, так как его взгляды слишком либеральны. С таким мнением выступил директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин в статье "Либерализм: теория уничтожения России", в которой он рассуждает об экономической сути российского либерализма на примере Сергея Алексашенко.
Делягин считает фигуру Алексашенко знаковой: он «лучший представитель современного российского либерализма без всяких натяжек и преувеличений». Об этом, по мнению автора, свидетельствует биография бывшего первого зампреда ЦБ.
«Замминистра финансов с 1993 года, насколько можно судить, стал крестным отцом одного из видов тогдашних параллельных денег – казначейских обязательств, – пишет Делягин. - Первый зампред Центробанка вплоть до дефолта, в принятии решения о котором принимал, по ряду сообщений, ключевое участие. Затем – успешный инвестиционный банкир и топ-менеджер. Сегодня – один из ключевых либеральных экспертов. Тонко понимая коррупцию, выступает ее непримиримым и последовательным критиком. Из современных либеральных макроэкономистов единственный сочетает опыт практического государственного и коммерческого управления, член Совета директоров госкомпании, с активным участием в политике. Он заметен в протестах последнего полугода даже на фоне Немцова, Яшина, Навального и Рыжкова».
Делягин задается вопросом: каковы взгляды этого «лучшего из либералов»? «Неутомимо обличая коррупцию, Алексашенко твердо считает недопустимым наказывать за коррупционные преступления прошлого: «Не вина чиновников, что начальство десять лет им позволяло и их поощряло жить не по закону». Эта оригинальная позиция, вероятно, связана с тем, что сам Алексашенко вместе с другими реформаторами был после дефолта 1998 года уличен в инвестировании в «пирамиду ГКО», пишет экономист.
Речь идет о знаменитой в свое время справке МВД РФ, положенной на стол премьеру Примакову. Тот наложил резолюцию: «возбудить уголовные дела». Как сообщали СМИ, в этой справке немало места уделено деятельности Сергея Алексашенко на ММВБ, где он играл на курсах ГКО. Тогда зампред ЦБ Алексашенко, по справке, оказался владельцем ряда счетов в коммерческих банках, на которые годами (в 1996-98-м) поступали платежи на сотни миллионов рублей при курсе доллара 1:6. Также МВД тогда пыталось разобраться, куда из ЦБ делись $4,8 млрд, поступившие в качестве стабилизационного кредита от МВФ.
Помимо этого, отмечает Делягин, Алексашенко утверждает, что никто и никогда не предъявлял ему обвинений в инсайдерской торговле, при этом «тактично умалчивая, что она по тем же причинам лишь совсем недавно стала считаться в нашей стране преступлением. Не было в 1998 году и понятия «конфликт интересов»: реформаторы по понятным причинам делали все, чтобы эти термины даже не появлялись в нормативных документах».
Также стройна и позиция Алексашенко по поводу вступления России в ВТО, отмечает Делягин. «От вступления в ВТО выиграют российские потребители, потому что вступление в эту организацию означает снижение таможенных пошлин, означает увеличение конкуренции на российском рынке, а все это должно приводить к снижению цен и повышению качества товаров», - цитирует Алексашенко Делягин. И тут же экономист напоминает с сарказмом: «Это - один в один заявления начала 90-х о том, что дешевый импорт поможет российским потребителям. Все помнят, что было потом: дешевый импорт убил российскую промышленность, лишил потребителей денег, и купить даже самый дешевый импорт стало просто не на что».
«Конечно, для нормального развития экономики экспертное сообщество необходимо, – пишет Делягин. - И люди с богатой и неоднозначной биографией ценны сами по себе: «за одного битого двух небитых дают». Но эксперт должен характеризоваться несколькими вещами: за ним должны стоять сбывшиеся прогнозы или реальные дела, показывающие, что они могут уверенно предвидеть ситуацию в экономике, и он должен способствовать развитию страны, а не ее уничтожению, что слишком характерно для либералов. Если эти условия не выполняются, то деятельность таких экспертов не помогает развитию страны, а скорее тормозит его».
«Служа глобальному бизнесу «штурмовой пехотой», либералы склонны вообще игнорировать нужды нормальных людей», - пишет Делягин. Наконец, Делягин напоминает: Алексашенко недавно предлагал отдать Японии Курилы в обмен на неясные экономические обещания. «Таким образом, даже лучшие либералы железной рукой ведут Россию в ад новых социальных потрясений, по-настоящему грозящих ей уничтожением», - убежден Делягин.