Posted 18 мая 2012, 20:21
Published 18 мая 2012, 20:21
Modified 1 апреля, 01:16
Updated 1 апреля, 01:16
Роскосмос планирует отправить к астероиду Апофис беспилотный зонд с радиомаяком для точного отслеживания траектории объекта. Россия, таким образом, оказалась первой страной, озаботившейся астероидной угрозой с практической точки зрения.
Следует отметить, что вероятность падения Апофиса на Землю - 1 к 250 тысячам, и, кроме того, «калибр» этого космического камня не так уж велик. Однако в целом астероидная опасность существует - хотя ее масштабы вызывают множество споров.
До 1979 года было известно всего несколько астероидов, пересекающих орбиту Земли – впрочем, это не помешало австралийцам устроить панику по поводу возможного столкновения с одним из них еще десятилетием раньше. Расчеты оказались ошибочными, и мир на время успокоился. Но в конце 1970-х начались целенаправленные поиски «околоземных» астероидов, коих было в итоге обнаружено подозрительно много. К 1995 году количество открытых «камней» достигло 340, и об астероидной угрозе заговорили всерьез.
Спустя десять лет их «поголовье» выросло еще в десять раз и достигло 8 тысяч, около 1300 имеют размеры в километр и более. При этом кроме «очевидных» астероидов на «опасных» орбитах существует неопределенное число «темных». Это могут быть, например, кометы, «израсходовавшие» все свои летучие вещества и практически не отражающие свет – дамоклиды. 120 таких «невидимок» уже обнаружил космический телескоп WISE, работавший в инфракрасном диапазоне.
Параллельно росло количество и «качество» обнаруженных метеоритных кратеров. Сейчас их насчитывается более 200. При этом почти полсотни кратеров достигают в диаметре 20 км и больше, пять имеют диаметр от 100 км (наиболее известен 180-километровый Чиксулуб, след «убийцы динозавров», но он отнюдь не самый крупный).
Однако это лишь вершина айсберга. Во-первых, речь идет о структурах, метеоритное происхождение которых доказано с абсолютной точностью, что требует трудоемких геологических исследований. Подозрительных и очень объектов насчитывается около 1000, причем среди них попадаются такие монстры, как кратер Уилкса в Антарктиде (484 км) и Среднеуральская кольцевая структура (550 км). Во-вторых, большинство известных астроблем («звездных ран») концентрируется в восточной части США и Европе, то есть большая часть планеты (особенно морское дно) просто не изучена. В-третьих, 90% кратеров уже исчезли, не оставив следов: на суше они редко «живут» дольше 250 миллионов лет, в океане - еще меньше.
Иными словами, к 1990-м пребывавшее в счастливом неведении человечество с ужасом обнаружило, что вокруг вокруг планеты летает (и довольно часто падает на землю) угрожающего вида космический мусор.
Каковы могут быть последствия «прилета»? Рухнув на сушу, астероид диаметром порядка 10 км врежется в земную кору на 5-6 км и полностью испарится. Далее последует нечто, внешне весьма напоминающее ядерный взрыв, но в значительно больших масштабах. Возникнет гигантский огненный шар, в центре его температура достигнет миллионов градусов. Затем сформируется «классическое» грибовидное облако, и в атмосферу отправится около тысячи кубических километров испарившейся породы. На месте взрыва образуется кратер диаметром около 150 км и глубиной 15-20 км. Породы будут раздроблены на 70 км в глубину, и в образовавшиеся трещины может хлынуть магма – появится очень впечатляющий вулкан. Ударная волна и сейсмический толчок разрушат все в радиусе 500 км, а зона неполных разрушений «растянется» на 1500 км. Глыбы размером с автомобиль будут падать в радиусе 350 км. Затем испарившаяся и конденсировавшаяся порода прольется на землю огненным дождем. Повсюду вспыхнут лесные пожары. Потом настанет пора кислотных дождей.
Поднятая при взрыве пыль безусловно экранирует солнечное излучение – и это приведет к «астероидной зиме» и «астероидной ночи». Впрочем, из-за отсутствия сколько-нибудь адекватных моделей подобного воздействия трудно сказать, насколько долгими и основательными они окажутся.
Более вероятно, однако, что астероид упадет в океан, занимающий 71% земной поверхности. В этом случае неизбежны «осложнения». Астероид создаст и грибовидное облако, и гигантский десятикилометровый «всплеск». Первым и самым очевидным следствием этого будет мегацунами. О его масштабах можно судить на примере Элтанинской катастрофы. Два миллиона лет назад комета диаметром около 4 км упала в Тихий Океан у южной части чилийского побережья - на землю обрушился вал километровой высоты, забрасывая в Анды китов. Между тем, это были последствия «приземления» объекта, не дотягивавшего и до 10 км в диаметре.
Второй эффект – в атмосферу попадет гигантское количество водяного пара. Спустя некоторое время он прольется сильнейшими ливнями – в изрядной степени кислотными. На суше начнутся сверхнаводнения. Водяной пар, как и пыль, экранирует солнечное излучение – настанет «астероидная ночь», плавно переходящая в вечные сумерки. На планете резко похолодает.
При этом в астероидные эпохи космос наносит не один удар, а серию. Например, около динозаврового Чиксулуба обнаружен ряд более мелких кратеров – Карский (65 км), Усть-Карский (25 км), Каменский (22 км), Гусевский (4 км), Болтышский кратеры. Впрочем, возможно, изрядная часть коллекции – результат падения одного крупного астероида, развалившегося на куски при подлете к Земле (многие кратеры находятся на одной линии, тянущейся от устья Кары к Юкатану). А примерно 35 млн лет назад более или менее синхронно упали по крайней мере два больших астероида, оставившие Попигайский кратер (100 км) и кратер в Чесапикском заливе (90 км).
Удар тела диаметром до 3-4 км уже не влечет за собой глобальных последствий для биосферы. Однако локальные разрушения будут огромными. Даже астероид диаметром в 1 км образует кратер размером порядка 20 км и создаст «зону поражения» в сотни километров. Упав в океан, он обеспечит относительно близким берегам цунами примерно двухсотметровой высоты. 270-метровый астероид, аналогичный Апофису, создаст кратер около 6 км в диаметре, а разрушения будут в радиусе 50 км.
Согласно общепринятой точке зрения, частота падения таких астероидов невелика Обычно предполагается, что «камни» диаметром около 100 метров (примерно с Тунгусский метеорит) падают на Землю раз в нескольких сотен лет, аналоги Апофиса - раз в 10-15 тысяч лет, астероиды диаметром 1 км – раз в 100 тысяч. Астероиды диаметром 10-15 км (вроде «убийцы динозавров») залетают раз в 60-100 млн лет.
Однако существует куда более апокалиптическая версия, исповедуемая Holocen Impact group и опирающаяся на данные по свежим метеоритным кратерам и «странным» климатическим аномалиям. Хотя теоретически километровые метеориты должны падать на Землю не чаще, чем раз в 100 тысяч лет, за последние 5 тысяч лет уже «приземлилось» как минимум два солидных камня. Предполагается, что тридцатикилометровый кратер Буркл, расположенный на глубине 3800 метров в Индийском океане, возник в 2800-3000 годах до нашей эры. Двадцатикилометровый кратер Мауика на новозеландском шельфе датирован примерно 1400 годом нашей эры, и к той же эпохе относятся следы гигантского «астероидного» цунами на соседних побережьях – до 220 метров на близлежащих островах и до 130 метров на востоке Австралии.
Другие улики – косвенные. По кольцам деревьев, аномалиям в колонках гренландских и антарктических льдов и т.д. отслеживается добрый десяток глобальных климатических катастроф, когда температура на планете внезапно и без видимых причин снижалась на несколько градусов (в 4370, 3195, 2354, 1628, 1159, 207, 44 годах до нашей эры, а также в 535–540, 1292–1295 и в 1348 годах нашей эры). Аномалия 1628 года до н.э. может объясняться взрывом вулкана Санторин, но для остальных вулканическое объяснение не подходит.
При этом снижение глобальных температур сопровождалось странными побочными эффектами. Скажем, аномалию 535-540 года тогдашние историки описывали так. 24 марта 535 года солнце «потускнело днем, а луна ночью, в то время как океан бурлил и волновался». Далее «произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять». «Солнце потемнело и оставалось темным в течение 18 месяцев. Каждый день оно светило лишь четыре часа. И свет этот был не более чем слабой тенью. Все говорили, что солнце никогда не вернет себе прежнего сияния».
Слои антарктических и гренландских льдов, образовавшееся в то время, имеют явные отпечатки кислотных дождей. При этом они не содержат никаких следов вулканической пыли, и не известен ни один вулкан, который бы «выдал» сверхвзрыв в стиле Тамборы в ту эпоху. В то же время существует предположение, что к этому времени относятся два кратера на шельфе Австралии – Канмаре (9 км) и Таббан (12 км). Кроме того, аномалии 535-го года предшествовало появление кометы Галлея в 531-м – возможно, речь идет о ее «осколках».
В последнее десятилетие также стало ясно, что мифы, легенды и вполне авторские сочинения апокалиптического содержания, опирающиеся на более старую устную традицию, очень часто описывают события, похожие на эффекты от падения крупных «небесных камней».
Миф индейцев Гватемалы: «Большая волна поднялась и настигла их. Тела мужчин были сделаны из пробки, а женщин из тростниковой сердцевины. За то, что они забыли своего творца и не благодарили его, они были умерщвлены и потоплены. Смола и деготь лились с неба …Земля погрузилась в мрак, днем и ночью шли сильные дожди».
Миф индейцев Огненной Земли: «Много столетий назад Луна упала в море. Морские волны поднялись, подобно воде в ведре, если бросить в него большой камень. Это вызвало наводнение, от которого спаслись лишь жители острова, оторвавшегося от морского дна и плававшего по морю. Даже горы на материке были залиты водой...»
Библейский, а также исходный для него шумерский и греческий мифы о потопе описывают нечто, очень похожее на «астероидные» ливни, возникающие при падении крупного тела в океан. При этом библейская датировка потопа всего на 100 лет расходится с… китайской, и обе весьма близки к вполне реальной климатической аномалии 3195 года, положившей начало трехсотлетнему преобладанию холодного и влажного климата.
Наиболее известный отрывок из Апокалипсиса выглядит как весьма четкое описание астероидной бомбардировки. Падение «звезд», одна из которых упала в море, «большая гора, пылающая огнем», упавшая туда же (видимо, одно и то же событие, описанное разными очевидцами), землетрясение, «погасшее» солнце и «кровавая» луна, затмившиеся звезды, «огненный дождь», лесные пожары. Превращение источников вод в «полынь» - как результат кислотных дождей.
Весьма любопытное чтение представляют собой миф о Фаэтоне, диалоги Платона и великое множество других источников. Буквально панический ужас перед кометами тоже может иметь вполне рациональные основания – та же климатическая аномалия 535-540 гг. привела к многолетним неурожаям, голоду и «юстиниановой» чуме, выкосившей половину населения Европы.
Иными словами, существуют довольно веские геологические и палеоклиматические доказательства того, что «приземления» достаточно крупных астероидов и комет происходят чаще, чем обещают астрономы. И точная оценка масштабов угрозы явно не помешает.
Евгений Пожидаев