Posted 12 мая 2012, 14:30

Published 12 мая 2012, 14:30

Modified 1 апреля, 01:23

Updated 1 апреля, 01:23

Гуляй, страна!

12 мая 2012, 14:30
Становится очевидно, что попытки властей пресечь акции оппозиции только увеличивают протестную активность. В эти дни на политические "гулянья" выходят жители десятков городов страны.

После разгона акции у Болотной площади 6 мая оппозиция нашла новый формат своего бытия и оригинальный способ раздражения властей – уличные гулянья.

Идея гуляний основана на понимании того, что власть в России руководствуется правилом: запрещать и не пущать. В связи с этим любые действия, не санкционированные чиновниками, кажутся им посягательством на «государственные устои». Такой мандраж у наблюдается со времен «оранжевой революции» на Украине. С 2004 года российским «государевым людям» мерещится «оранжевый призрак», который внезапно может их настигнуть. Причем в 2004 году в эпоху «стабильности», этот чиновный страх во многом был надуманным, и лишь в 2011 году «цветной призрак» стал приобретать более реальные черты.

Российская оппозиция, придумав гулянья, нашла способ раздражать власть, чтобы вырвать у нее право на свободу собраний. Гулянья не являются классической политической акцией, так как не сопровождаются демонстрацией лозунгов или речами с трибун. В отличие от «Стратегии–31», участники гуляний не держатся за одну площадь в городе, а если их прогонят полицейские, готовы идти в другое место и продолжать "гулять" там. В итоге следует ждать, что либо власть сдастся и махнет рукой на собрания оппозиционных активистов, либо активисты выдохнутся и устанут собираться в определенных местах.

Оппозиционные гулянья стартовали в Москве, но вскоре их подхватили и в регионах. Новый формат политического действия позволяет предположить и изменение состава протестующих, по сравнению с прежними акциями.

Ветеран протестных акций Эдуард Лимонов в своем блоге ведет летопись событий последних месяцев. По его замечанию, выход людей на улицы в начале декабря был «цунами», неожиданным для власти. Состав участников оппозиционных акций затем видоизменялся на протяжении всего политического сезона. По мнению Лимонова, 6 мая на Болотной уже не было «хомячков», определявших лицо протеста минувшей зимой. «Хомячки» сбежали, а получилось что-то похожее на предвестник «Египта». Однако, похоже, радикал Лимонов рано радовался: на оппозиционные гулянья, последовавшие после разгона Болотной, вернулась нелюбимая им Ксения Собчак, а значит, Лимонов поспешил с оценками.

Волнообразный процесс прилива и отлива участников акций заметен и в провинции. Характерным примером может послужить столица ЮФО Ростов-на-Дону. Город принято называть «купеческим»: с незапамятных времен его население было озабочено более коммерческими делами, нежели политической деятельностью. Четыре года назад глава регионального комитета по связям с политическими партиями Валентина Маринова в интервью уверенно заявляла, что никаких «маршей несогласных» в Ростове быть не может.

Первой уличной акцией стал «Марш белых листков», состоявшийся 6 декабря прошлого года. Участники несли в руках белые листы бумаги. Мероприятие было организовано путем интернет-мобилизации и на сто процентов состояло из молодежи, в том числе вполне «гламурного» вида. Большинство молодых людей до этого не участвовали в оппозиционных акциях, а немногочисленные левые радикалы, присоединившиеся к шествию, шли на правах рядовых участников. Перед тем как начать хватать демонстрантов, полицейские крикнули в мегафон: «Студенты, расходитесь!», безошибочно по внешнему виду определив социальный состав шествия. Ожидать, пока все студенты разойдутся, полицейские не стали, а принялись хватать всех, кто не успел убежать.

Хотя молодежный Интернет еще бурлил дискуссиями на тему выборов, но уже в декабрьские дни стал заметен «отлив» нежданно политизировавшейся молодежи. Причин было две. Прежде всего - страх перед наказанием и местью властей. «Посидеть на выходных в кутузке, что ли…», – размышляли в социальных сетях. Участие в уличных акциях приравнивалось к акту проявления гражданского мужества – тем более что в Ростове несогласованная акция 10 декабря была разогнана ОМОНом. Второй причиной «отлива» стала информационная кампания властей, объявившая, что молодежный протест направляется экстремистами и «агентами Госдепа». Характерен пример одного из организаторов «Марша белых листков» Евгения Бокачева – накануне митинга 10 декабря он призвал единомышленников не участвовать в новой акции, сказав, что выступлением воспользуются экстремисты.

В итоге декабрьских акций сформировались три группы протестующих. В одну из них вошли наиболее стойкие представители «новой политизированной молодежи». Это молодые люди, выросшие в «нулевые» времена, а в свои студенческие годы задумавшиеся о «судьбах Отечества». «Новая молодежь» часто не имеет четко устоявшихся политических пристрастий. Типичный представитель этой группы может называть себя националистом, на выборах голосовать за Зюганова, а отстаивать либерально-демократические идеи. Наивность, соединенная с искренним желанием перемен к лучшему для своей страны.

Вторую группу составляют «профессиональные оппозиционеры». Это завсегдатаи «Стратегии–31», а также левые и правые радикалы. В «новой молодежи» оппозиционеры увидели своих потенциальных сторонников. Представители «новой молодежи», в свою очередь, во взаимодействии с радикалами видят возможность перенять опыт политического действия.

И, наконец, третья группа – это функционеры и активисты легальных партий: КПРФ, «Справедливой России», а также «Яблока». Наибольшую активность функционеры КПРФ и «СР» проявляли до президентских выборов. С окончанием выборной кампании в рядах протестующих остались радикальные активисты этих партий.

Новая форма протеста – гулянья – может как объединить все три группы, так и оттолкнуть опытных политиков от молодых «идеалистов», если профессионалы сморщат нос, сочтя гулянья несерьезным делом.

В некоторых городах гулянья начались уже в рабочие дни. «10 мая на Самарской площади состоялись народные гулянья в честь коронации Путина, в них приняло участие около 150 человек, участники использовали в качестве символики разноцветные ленты, красные и белые. Полиция присутствовала, но не вмешивалась», - сообщил самарский правозащитный сайт «Свобода».

Напротив здания краевой администрации прошли «народные гулянья» в Краснодаре. Сначала акция проходила спокойно, ее участники общались на улице Красной и в парке. Потом некоторые начали рисовать на асфальте, на что отреагировали полицейские. На активиста Алексея Мандригели был составлен протокол о нарушении благоустройства города.

В столице Татарстана первое такое мероприятие состоялось 9 мая. Жители Казани прогулялись от площади Тукая до Казанского кремля. По пути гражданские активисты раздавали белые ленточки прохожим, а также повязали их на решетку в Кремле.

Десятки оппозиционеров в Перми собрались около ЦУМа и прошлись по улице Ленина. Впереди шли шестеро молодых людей в футболках, на которых было написано по одной букве. Когда все шестеро становились в ряд, то можно было прочитать слово «Выборы».

В Ижевске активисты намерены собраться «мирно и без оружия» на Центральной площади у памятника символу города – «Ижику». Некоторые из активистов предлагают петь песни под гитары или баяны, либо петь акапелла.

«Бессрочные гуляния» оппозиционеров начинаются в субботу в Красноярске. «Берите с собой хорошее настроение, музыкальные инструменты, мячи, игры и прочие развлечения. На всякий случай можно прихватить дождевики, теплые вещи, то, на чем вы будете сидеть или, для особо стойких, – даже спать», – говорится в обращении инициаторов.

В Ростове-на-Дону акция стартует в воскресенье у публичной библиотеки. «Журналисты, фотографы, барабанщики, гитаристы, варганщики, фаерщики и другие позитивные люди приветствуются», – написала на своей странице в социальной сети активистка Маша Мэд. Гражданские активисты намерены петь песни и обсуждать «текущие проблемы» в государстве.

Известия о подготовке мероприятий приходят также из Барнаула, Архангельска, Абакана, Екатеринбурга, Курска, Томска, Челябинска, Йошкар-Олы, Иркутска и других городов. В Астрахани местом встречи избрана площадка перед дворцом бракосочетаний на берегу Волги.

События последних месяцев показывают, что способ обойти попытки правящей партии ужесточить наказания за несанкционированные акции так или иначе будет найден.

«ЕР заявила о намерении поднять штраф за митинги до полутора миллионов рублей. Забастовки они уже запретили 12 лет назад. Однако ежегодно в стране проходит до 200 стачек, из них легально лишь одна. При царе были запрещены и забастовки, и митинги. Для царя это закончилось несколько неблагоприятно», – заметил астраханский депутат Олег Шеин.

Власть явно не понимает нового тренда, в который вошла страна и ее граждане. Тем хуже для власти. Впрочем, и для страны тоже.

Дмитрий Ремизов

Подпишитесь