Posted 28 апреля 2012, 11:53
Published 28 апреля 2012, 11:53
Modified 1 апреля, 01:33
Updated 1 апреля, 01:33
Москва вновь обрела станцию метро «Парк культуры» Кольцевой линии. Событие большое – выход из строя даже одной станции столичного Метрополитена затрудняет жизнь многим горожанам. Эта же принимает до ста тысяч пассажиров в сутки.
Разлука длилась больше года. Обычно капитальный ремонт (сейчас больше любят слово «реконструкция») станции метро рассчитывается на год, «Парк культуры» закрыли 5 февраля прошлого года и планировали открыть к Новому году, но пришлось отложить из-за недопоставок эскалаторного оборудования.
Собственно, замена всех эскалаторов – ключевой элемент ремонтных работ: на «Парке культуры заменены три больших основных эскалатора длиной в 80 метров и два «малых боковых», работающих на выход с радиальной станции – по 12 метров. Кроме того, конечно, установлены современные турникеты, реконструированы кассы, а заодно и полицейский «аквариум», отреставрированы бронзовые торшеры и бра, заменен гранит на полу. Внутри проложены новые коммуникации, проведены системы пожаротушения и дымоудаления. И обновлены декоративные элементы. Общая стоимость работ составила 890 млн рублей.
Ближе к 11 часам утра станцию посетил мэр Москвы Сергей Собянин в сопровождении заместителя по транспорту Николая Лямова и начальника Московского метрополитена Ивана Беседина. Визит был кратким, «безгалстучным» и, можно сказать, почти неофициальным. Работа станции не прерывалась, мэр прошел как пассажир, приложив к турникету проездной. Краткий разговор с начальником метро был посвящен эскалаторам: Собянин поручил впредь закрывать станции на ремонт только при наличии нового оборудования.
В общем, хотя можно надеяться, что высшее начальство довольно, совсем уж без скандалов эта история не обойдется. Руководство метрополитена собирается выставить претензии поставщику эскалаторов – петербургскому заводу «ЭЛЭС». Кстати, градоначальник не застал моментов остановки эскалатора, работающего на вход (а он останавливался несколько раз, и публика шла вниз пешком). Ну, это «нормальные рабочие вопросы».
Вместо проработавших 60 лет «сталинских эскалаторов» с деревянными боковыми панелями поручней, пассажиры увидели лесницы, блистающие нержавеющей сталью. Вообще, света стало больше, всюду засияли энергосберегающие лампы.
Здесь – один из самых «чувствительных моментов». Есть особая категория людей, которых особенно трудно удовлетворить: это ценители старой Москвы. Один из них, координатор движения «Архназдор» Юрий Егоров, как горожанин и пассажир, постоянно пользуется пересадкой на «Парке культуры» и сегодня был очень рад к ней вернуться.
По поводу же интерьеров станции Егоров заметил: «Что ж, я ожидал худшего. Кроме эскалаторов и покрашенной бронзы, в качестве претензий предъявить нечего». Да, бронзовые детали декора (включая барельеф-профиль Максима Горького) выкрашены золотой краской, что тоже может понравиться не всем. «Ну, что делать. Не умеют таджики бронзу полировать», - с иронией заметил Егоров.
Куда больше печалей у «исторического сообщества» было связано с «Октябрьской». Соседняя станция той же линии ремонтировалась перед «Парком культуры». Они обе были открыты в 1950 году в составе «полукольца» «Парк культуры» - «Курская». Но «Октябрьскую» особенно ценили знатоки, в том числе, за вещи, о которых даже из интеллигенции очень мало кто догадывается.
Именно эта станция была задумана как воплощенная в архитектуре память о войне. Причем, - случай редчайший для сталинских времен, да и вообще, нечастый для времен советских, - архитектору Леониду Полякову и скульптору Георгию Мотовилову удалось не великодержавное торжество поставить во главу угла, а пережитую народом великую скорбь – «и луч света впереди». Пассажир входил в наземный вестибюль как бы «через Триумфальную арку», спускался неким «факельным шествием» по довольно-таки полутемному эскалатору – чтобы внизу увидеть «чистое голубое небо» в противоположном от эскалатора торце, где не было выхода.
Ну, и, конечно, при новых сверкающих эскалаторах и усиленном освещении от этого «подтекста» ничего не осталось. Понятно, что людей, которым до таких тонкостей вообще есть дело, очень мало, а метро работает для всех. Это – случай, видимо, непреодолимого противоречия между общественной пользой и элитарной культурой.
С «Парком культуры» все гораздо спокойней. «Ремонт сделан куда более «щадяще» по отношению к станции, нежели с «Октябрьской», - констатировал Юрий Егоров. - Здесь станция проще. Но нам жаль, что утрачен полностью «сталинский стиль». Здешний эскалатор, с деревом и бронзой, был последним, в котором было «все как надо». Теперь остались отдельные элементы на считанных станциях – дерево на «Бауманской», бронзовые светильники на «Красных воротах». Целостного ансамбля больше нет».
Вот, за вычетом этих «чересчур тонких соображений», - день радостный. К слову сказать, и подвижной состав по Кольцевой линии тоже обновлен: уже год ходят поезда «Русич» с кондиционерами. Так что «Парк культуры» проводил старые вагоны и встретил новые.
Леонид Смирнов
.