Экс-следователь СК РФ Андрей Гривцов закончил ознакомление с уголовным делом. Вместе с бизнесменом Сергеем Киримовым и начотдела по противодействию экстремизму ГУВД Москвы полковником Сергеем Хацерновым он обвиняется в попытке получения взятки в $15 млн.
Как рассказал «Росбалту» Андрей Гривцов, 27 апреля он подписал протокол об окончании ознакомления с 65 томами уголовного дела. По данным агентства, в ближайшие дни это сделают и двое других обвиняемых (Киримов и Хацернов), после чего материалы будут переданы на утверждение в Генпрокуратуру. «Я подал ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Гривцова, поскольку никаких доказательств его вины просто нет, - сообщил «Росбалту» адвокат Гривцова Владимир Жеребенков. - Благодаря этому делу Владимир Палихата сумел на время уйти от ответственности за рейдерские захваты, к которой его хотел привлечь Гривцов».
Материалы еще в отношении еще одного фигуранта данного расследования - экс-зампрокурора ЦАО столицы Руслана Паркина - выделены в отдельное производство. Он обвиняется как в вымогательстве у Палихаты $15 млн, так и в получении от него взятки в размере $1,5 млн. Однако Паркин скрылся от следствия и был объявлен в международный розыск, в связи с чем расследование дела в отношении него приостановлено. По данным оперативников, экс-зампрокурор ЦАО может прятаться в Монголии.
Примечательно, что Палихата не признан по громкому делу потерпевшим, так как переговоры о передаче $15 млн вел без контроля оперативников. Однако в возбуждении дела на самого Палихату за дачу взятки в $1,5 млн и попытку дачи взятки в $15 млн было отказано, поскольку он добровольно сообщил о данных фактах в правоохранительные органы.
Все эти истории о крупных взятках могут пополнится еще одной, размером всего в $1 тыс. Сергей Киримов подал в ФСБ РФ заявление о том, что именно такую сумму он якобы заплатил Дмитрию Губерту, который является членом следственной группы по делу в отношении Гривцова и Ко. Киримов утверждает, будто Губерт за $ 1 тыс. продал ему копии материалов расследования, к которым обвиняемые не имели доступа при ознакомлении. В частности, документы, изъятые у Паркина во время обыска. Все свои разговоры с Губертом, в том числе в момент передачи денег, Киримов записывал, записи он приложил к своему заявлению. Также бизнесмен указал, что во время неофициальной беседы Губерт разоткровенничался и сообщил, будто дело в отношении Гривцова сфабриковано, а Паркина специально никто не ищет.
По всем этим фактам была назначена доследственная проверка, которую проводило Следственное управление по ЦАО ГСУ СК РФ по Москве. Во время опроса Губерт признал факт неофициальных отношений с Киримовым, но получение денег категорически отрицал. В результате следователи отказали в возбуждении дела, сославшись на недостаток данных о «совершении Губертом преступлений». Это постановление было отменено, назначена новая доследственная проверка, которая продолжается по сей день.
Согласно версии СК РФ, истоки истории уходят в 2005 год, когда следователь Андрей Гривцов работал в прокуратуре Москвы, а его непосредственным руководителем был Руслан Паркин. Молодому следователю поручили тогда расследовать дело о рейдерском захвате столичного НИИЭМИ, в котором фигурировали нынешний руководитель холдинга "Росэнергомаш" Владимир Палихата и его деловой партнер Николай Нестеренко (в 2010 году он был приговорен за рейдерство к условному сроку).
По словам источника "Росбалта" в правоохранительных органах, только в 2011 году Палихата написал заявление в СК РФ, что якобы в том же 2005 году он через посредников передал Паркину взятку в размере $1,5 млн. Вскоре Паркин уволился из прокуратуры и стал адвокатом. А Гривцов шел вверх по служебной лестнице, занимал руководящие посты в районных и окружных прокуратурах, после чего его пригласили на работу в ГСУ СК РФ.
В 2008 году Гривцова отправили в длительную командировку в Санкт-Петербург, где он вошел в следственную бригаду Олега Пипченкова, отвечавшего за все громкие уголовные дела, которые вел СК РФ в городе на Неве, в том числе и в отношении "ночного хозяина" Северной столицы Владимира Барсукова. Непосредственно Гривцову поручили расследование дела в отношении замначальника УБОП Санкт-Петербурга Владимира Сыча, подозревавшегося в рейдерском захвате Фрунзенской плодоовощной базы.
В 2009 году бригада Пипченкова занималась делом о рейдерском захвате в Санкт-Петербурге ОАО "НИПКП "Терминал", следователи заподозрили, что к афере может быть причастен Николай Нестеренко. В это же время Нестеренко был задержан в Белоруссии, куда приехал по фальшивому паспорту. В результате СК РФ забрал к себе материалы старого расследования о захвате НИИ в Москве, они были переданы в производство Гривцова, которого в срочном порядке вернули в Москву. В 2009 году Нестеренко экстрадировали в Россию, начались его допросы, а этой историей неожиданно заинтересовался адвокат Паркин.
Как выяснил СК РФ, любопытство Паркина было далеко не праздным. Сразу после экстрадиции Нестеренко Владимир Палихата, начав искать возможности помочь деловому партнеру, обратился за помощью к своему знакомому Сергею Киримову. Он от предложения Палихаты отказаться не смог – за роль посредника при разрешении неприятностей Нестеренко с правоохранительными органами ему было обещано $200 тыс. Киримов играл в хоккей вместе с начальником отдела по противодействию экстремизму ГУВД Москвы полковником Сергеем Хацерновым, которому он и переадресовал предложение Палихаты. Хацернов обратился к своему лучшему другу Руслану Паркину.
Бизнесмен и адвокат сели за стол переговоров, которые шли тяжело. Паркин заявил, что и сам Палихата может оказаться в СИЗО, но эта проблема решаемая — за непривлечение главы концерна к уголовной ответственности адвокат запросил $20 млн. Позже эту сумму удалось снизить до $15 млн. Во время переговоров адвокат любил попугать Палихату свежими новостями о ходе расследования: Гривцов собирается вызвать бизнесмена на допрос, может предъявить обвинения и т.д.
Паркин совмещал переговоры с Палихатой с постоянными расспросами Гривцова о том, как продвигается расследование.
"Руслан был моим другом, я ему доверял и не думал, что он пользуется нашими хорошими отношениями, ведет какую-ту свою игру, — сообщил ранее "Росбалту" Андрей Гривцов. — Тем более, ничего секретного я ему не говорил. А на вопрос о том, буду ли я привлекать Палихату к уголовной ответственности, я ответил, что уверен в виновности Палихаты, но нужно проделать еще большой объем работы, только потом буду принимать какие-то решения". Однако Паркин убеждал Палихату, что обвинения ему вот-вот предъявят. Если, конечно, он не решит "финансовый вопрос".
Палихата сообщил, что 13 января 2010 года он выплатит первый транш. Сразу после этого Хацернов и Паркин улетели за границу, получать деньги было поручено Киримову. Он должен был забрать $5 млн из сейфовых ячеек банка "Интеркоммерц" и отвезти их в другой банк, в котором у Паркина работали знакомые и где все уже было готово для перевода их за рубеж. Однако в тот момент, когда Киримов вынимал деньги из металлических ящиков, на него надели наручники. Позже выяснилось, что в ячейки была заложена "кукла", состоявшая из $56 тыс. и нарезанных бумажек.
А 14 января 2010 года прямо на своем рабочем месте был задержан Андрей Гривцов, который, в отличие от того же Паркина, и не думал отправляться за границу. Следователя арестовал Басманный районный суд, однако в феврале это решение было отменено Мосгорсудом, так как никаких доказательств вины Гривцова не было. Он вышел на свободу.
Киримов заявил на допросах, что Гривцова никогда в глаза не видел, а общался только с Хацерновым, Палихатой и Паркиным. Палихата настаивал, что это была взятка для Гривцова, правда, сам он со следователем никаких неофициальных бесед не имел. Хацернов вернулся из-за границы (заручившись перед этим обещанием, что его не заключат под стражу) и дал показания, что не знал ни о какой готовящейся передаче денег, а просто в свое время свел Киримова и Паркина.
Александр Шварев