Posted 27 марта 2012, 11:27
Published 27 марта 2012, 11:27
Modified 1 апреля, 02:05
Updated 1 апреля, 02:05
Открытый творческий конкурс на обустройство гигантского пустыря, образовавшегося на месте разобранной гостиницы «Россия», принес неожиданно богатые плоды. В крайне сжатый двухнедельный срок от молодых и старых архитекторов поступило 118 проектов – энтузиазм, вызвавший восхищение у мэтров.
«Плоды» можно увидеть: всю нынешнюю неделю они будут висеть в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» (2-я Брестская улица, 6). На входе стоит «избирательная урна», и зрителям выдаются бюллетени, чтобы проголосовать за полюбившиеся варианты. Конечно, надо понимать: «открытый творческий конкурс» - это только начало, и то, что появится в реальности, не будет точным воплощением даже самого популярного из технических рисунков, украшающих периметр зала вокруг знаменитого циколпического макета Москвы.
Тем не менее: москвичи все больше начинают верить в то, что на месте, где более сорока лет высилась одна из крупнейших в мире гостиниц – слишком грубо, к сожалению, врезавшаяся в старую Москву, – действительно будет зеленый парк. Задание на конкурс было именно таково: «Концепция развития общественного пространства на территории Зарядья на месте бывшей гостиницы «Россия», расположенной между улицей Варварка, Китайгородским проездом, Москворецкой набережной и Москворецкой улицей, с организацией парковой зоны, возможным размещением концертного зала и использованием подземного пространства». Общая площадь – 11,2 га.
И посыпались проекты. В некоторой степени стены зала напоминают очень хорошую кондитерскую, поражающую покупателя обилием тортов – только не в уничижительном смысле этого слова! В принципе, все равно каждый проект – это такая прямоугольная «коробка», где, как правило, в центре или ближе к краю высится «тортовая роза» - концертный зал, а вокруг него стилизованные сады и дорожки в них. Только вот зелеными торты бывают редко. Впрочем, разных цветов очень много, и вообще, глаза разбегаются.
Вопрос о концертном зале – особый, и может оказаться подводным камнем. Специалисты-транспортники уже предупредили о том, что полторы тысячи зрителей (именно такая цифра то и дело мелькала при обсуждении данной темы) станут съезжаться почти все на машинах и устроят этому (и без того тесному) центральному району такую веселую жизнь, что мало не покажется. Никакая парковая зелень не поможет.
Пользуясь тем, что в задании говорилось о «возможном размещении концертного зала», некоторые авторы рискнули обойтись без него, а все пространство заполнить по максимуму зеленью. Во многих проектах имеются пруды разной величины, а некто смелый даже решил проложить сеть лодочных каналов по трассам бывших переулков Зарядья – так назывался старый московский район, который снесли в 60-е годы ради гостиницы «Россия». Но некоторые, напротив, запроектировали зал и на три тысячи мест, не озабочиваясь проблемой пробок.
Вариантов здания зала множество. Тут и впрямь что-то похожее на «кремовую розу», очень искусную и изящную, и от нее во все стороны расходятся дорожки. Тут вам и зал с крышей в виде державного двуглавого орла при виде сверху. И того краше - зал в виде гигантского белого колокола на две тысячи мест, окруженный церковными колокольнями. А кто-то зал сдвинул в угол, а площадь перед ним выложил разноцветным гранитом, в виде территории Российской Федерации, с границами регионов и светильниками в местах крупных городов! Еще больший оригинал предложил проект под названием «Пасхальные яйца»: несколько зданий из монолитного бетона в форме циклопических «яиц в зеленой траве»: самое большое яйцо – естественно, концертный зал.
«Есть классические парки, есть память-история, и планировка бывшего Зарядья, есть предложение по воссозданию Китайгородской стены, - сообщил журналистам главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Есть довольно урбанистические проекты, которые, на мой взгляд, не совсем соответствуют заданию».
Последнее, вероятно, относится к работе тоже довольно смелого автора, который предложил вообще отказаться от парка. В пояснительной записке он заявил, что район этот уже по большей части выселенный, и парк будет слабо посещаемым. А посему лучше понатыкать «веселых» небоскребов. Но это, конечно, исключение. Большинство «модернистов» как раз очень приветствовали зелень, некоторые даже зал пытались дерном замаскировать или как-то еще в зелень упрятать. Наконец, кто-то предложил вместо зала построить башню Татлина – неосуществленный проект начала 1920-х.
Имен этих творческих персон никто пока не знает. «Все пришло в опечатанных конвертах, под индексами, и нам неделю пришлось все это монтировать», - рассказал главный архитектор.
В целом, были очень довольны и Александр Кузьмин, и все 17 членов экспертной группы во главе с президентом Союза московских архитекторов Виктором Логвиновым. «С одной стороны, у меня грусть, - отметил Кузьмин с юмором, - потому что это говорит о том, что у архитекторов не все хорошо с работой. Я просто помню, как еще несколько лет назад никого нельзя было заставить поучаствовать в конкурсе. Никто не брался за проектирование муниципальных объектов, потому что у всех были заказы. Но еще раз повторяю, это праздник!».
«Несколько десятилетий мы под давлением обстоятельств и бизнеса застраивали все публичные пространства. И вот теперь мы их стали расчищать и отдавать городу для гуляния и отдыха. Это знаковое событие, оно дорого стоит, – подчеркнул Виктор Логвинов. - Отрадно, что архитекторам дана возможность высказать свои суждения по поводу публичного пространства. Вместе с тем, я бы хотел отметить, что за долгий перерыв в тренировке архитекторы разучились делать публичное пространство: вот офисы, торговые центры – это все могут».
Опытный архитектор Алексей Клименко выразил сожаление, что не смог принять участие в конкурсе, будучи занят другим важным проектом. В беседе с корреспондентом «Росбалта» Клименко слегка пожурил неумеренных поклонников старины. «Муляжи уже не надо делать, ими вся Москва уже заставлена, - отметил собеседник. - Масса разговоров: «Давайте возродим Зарядье историческое» Ну, глупость это! Зарядье историческое было в XVIII-XIX веках нищим еврейским районом, и то, что там было по части застройки, - это было ужасно. Что-то гниющее, вроде Хитровки. Не надо делать из Зарядья Поклонную гору, но не надо делать и голую развлекуху. А вот что действительно важно - это продолжить трассировку переулков, которые спускаются с Китайгородского холма сюда. Чтобы можно было с любого уровня видеть храм Василия Блаженного. И, может быть, сделать один – тот же храм Николы Мокрого – но из каркаса».
Что будет с этим интеллектуально-креативным богатством дальше? Экспертная группа отберет лучшие проекты – пока трудно сказать, сколько. Их авторам выдадут дипломы, и за «открытым творческим» конкурсом последует второй, «профессионально-архитектурный». К которому будут допущены дипломанты.
Просто так, взять и воплотить даже самый популярный проект крайне затруднительно. «Насколько эта территория свяжется с Красной площадью, с Парком Горького и т.д.? Что делать с этой территорией летом, что зимой? Что делать с подземным кремлевским бункером и территориями, которые контролирует ФСБ? – задавал далеко не риторические вопросы журналистам член экспертной группы Сергей Скуратов. - Это очень сложные проблемы, которые такой любительский конкурс не может решить, потому что основным количеством этих знаний участники конкурса просто не владеют».
«Парков такого уровня в Европе построено два-три-четыре. – добавил Скуратов. - Это такой городской форум, который очень сложно сделать. Мы зашиваем дыры в практике градостроительной, которая последние 20 лет была практически не задействована: один человек все решал – Юрий Михайлович Лужков. Теперь все будет зависеть от того, согласится ли с мнением экспертного совета руководство города. Это должно быть не единоличное решение «Моспроекта-2».
Действительно, многие опасаются, что даже лучшим из авторов открытого конкурса скажут «спасибо», раздадут конфетки-дипломы, после чего «группа избранных, которая давно уже все поделила», скажет, как действительно будет выглядеть Зарядье. Но пока надежда на демократическое решение вопроса есть.
В любом случае, будущий парк вполне может открыться к 2015 году. Такой срок назвал Александр Кузьмин и сделал еще одно важное сообщение: оказывается, мэр Москвы Сергей Собянин уже поручил, в случае успеха первого конкурса, - а таковой успех налицо, - готовить новый, аналогичный конкурс, для Хитровской площади.
Леонид Смирнов