Мир стремительно приближается к очередной крупной войне, которая имеет все шансы перерасти в третью мировую. Причины этой войны находятся глубже, чем борьба за нефтяные ресурсы. Они лежат в области морали и мировоззрения современного западного общества постмодерна. Теоретики и аналитики из научных центров США искренне считают, что глобальный конфликт позволит, в тактической перспективе, отвлечь внимание от внутренних проблем «западного мира», а в стратегической перспективе - укрепит имперскую диктатуру США. Причем об имперском характере государственного устройства сейчас без стеснения говорят ведущие американские политики. Достаточно упомянуть популярного идеолога Уильяма Кристола и бывшего заместителя министра обороны Пола Вулфовица.
В политический обиход входит новый термин «империя демократического типа». Термин одного ряда с «суверенной демократией» и, видимо, пелевинской «либеративной демократурой».
Интересно подискутировать о системе ценностей и философии современного миропорядка, однако перед нами стоят более насущные бытовые вопросы – к чему готовиться. Опасения первого квартала 2011 года, к сожалению, сбылись. Более того, проявились дополнительные деструктивные факторы расшатывающие миропорядок. На севере Африки создана зона нестабильности. Ливия низведена до уровня Ирака и Афганистана – идет кровавая гражданская война. На днях, действуя по иракской схеме, американские войска в количестве 12 тысяч человек высадились в крупнейшем нефтяном терминале Ливии – городе Марса-эль-Брега. В течение месяца контингент возьмет под контроль все ливийские месторождения. Задачи военной операции можно считать выполненными. Вместе с тем в регионе будет поддерживаться гражданская война – так дешевле и проще контролировать территорию.
На экономическом уровне модель отработана в Ираке. Минимальные расходы на поддержания мирной жизни и восстановления Ирака, по оценкам американских аналитиков, составят $100 млрд в год (дополнительно к существующим затратам). Кроме того, режим террора позволяет обосновывать пребывание военных и проводить боевые операции.
Дестабилизация Египта и Туниса также является элементами стратегии «управляемого хаоса». Организованное арабское государство Египет, имеющие крупнейшие вооруженные силы в регионе (около 500 тыс. военнослужащих и 500 тыс. резервистов) и устойчивую экономику, было способно создать западным союзникам значительные проблемы на пути к контролю ливийской нефти, не говоря о потенциальных операциях в Сирии и Иране. Сейчас Египет стремительно приближается к состоянию гражданской войны. Избрание 23 января спикером нижней палаты парламента представителя «братьев-мусульман» не принесет стабильности. Экономика государства находится в глубочайшем кризисе, в районах Верхнего Египта вероятен голод.
При этом соседнее с юга государство – Судан в 2011 году разделено на две части. С Египтом граничит беднейшая часть, та, которой досталась менее 25% нефтяных ресурсов, но зато более трех четвертей населения – около 31 млн человек. В свою очередь в Египте проживает более 80 млн. Эта огромная демографическая нагрузка.
Коллапс туристического сектора, спад в промышленности и длительное снижение экономической активности населения прогнозируемо приведут к дефолту и гиперинфляции, со всеми вытекающими последствиями.
Вместе с тем западным союзникам не стоит ждать военной угрозы со стороны Египта и Судана, даже в случае распространения там идей радикального ислама. Соседний Аравийский полуостров контролируют союзники США, повязанные долларо-нефтяной порукой, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ. На востоке у американцев также есть сильный в военном плане стратегический союзник - Израиль. На западе, в раздираемой гражданской войной Ливии, уже присутствует американский контингент. Более того, как только ситуация в Египте выйдет из-под контроля центральных властей, в район Суэцкого канала будут введены войска НАТО или ООН «для обеспечения безопасности мореплавания». Оккупация зоны канала уже имела место в 1956 году. Используя аналогичный сценарий, Израиль может заново занять Синайский полуостров, что едва ли повлечет протест Запада.
Продвигаясь на восток по стратегической средиземноморо-каспийской дуге, подходим к Сирии. На этой неделе вступили в силу новые санкции против этой страны, введенные Евросоюзом. Агенты США в Лиге арабских государств - Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ - активно поддерживают идею введения войск на сирийскую территорию. Беспорядки и столкновения между правительственными войсками и повстанцами усиливаются. Сценарий гражданской войны налицо.
Сирийские повстанцы обладают оружием и боеприпасами, хорошо экипированы. На днях в СМИ появилась информация о «дезертирах», ведущих бои с правительственными войсками в районе пригорода Дамаска – города Дума. Некоторые источники оценивают их численность в 3-5 тыс. человек. Возникает вопрос – а не являются ли эти «дезертиры» тем самым воинским формированием из афганских и пакистанских наемников, которое было замечено в Ливии и, по утверждению, наблюдателей изменило ход наземной кампании? Ведь граница Сирии с Ираком сейчас почти прозрачна, территорию Курдистана не контролирует никто, а сами курды давно грезят созданием независимого государства.
Сирия – ключ к Среднему Востоку, а Ирак - замок. «Управляемый хаос» - запланированное будущее для всего региона. Падение Сирии окончательно развяжет руки для атаки на Иран, с выходом на последующий контроль над каспийскими нефтегазовыми месторождениями на севере, стратегически важного Персидского залива на юге, дестабилизаций Кавказа и Центральной Азии. Результатом глобального проекта будет «дуга войны» от Алжира до Китая.
Описанная модель имеет экономическое обоснование: контроль над энергоресурсами совмещается с расширением рынков сбыта западных корпораций. Идеологическая основа – «американская мечта», в варианте «вырваться из ужасающей реальности». В этом свете совсем неслучайна активность американцев в Таджикистане и Узбекистане, пока робкие попытки раскачки Казахстана.
Задачу существенно облегчает низкий уровень жизни в странах региона и, как следствие, высокий уровень протестных настроений.
Вместе с тем, сплоченность населения Ирана и решимость руководства страны отстаивать независимость весьма велики. В Евросоюзе в то же время набирают силу финансовый и политический кризисы. Поэтому введение санкций против Ирана ударит, в первую очередь, по Греции, Испании и Португалии.
Нож, вонзающийся с запада в Евразию, способен вспороть хрупкую стабильность и привести мир к безраздельной имперской гегемонии США на фоне многочисленных локальных конфликтов и гражданских войн. С какой скоростью будут развиваться экономические и политические события спрогнозировать крайне сложно. При этом нельзя забывать, что все это происходят у нас «на пороге» и касается каждого жителя России, Казахстана, Белоруссии, других стран СНГ.
Денис Гафнер