Posted 22 декабря 2011, 15:38
Published 22 декабря 2011, 15:38
Modified 1 апреля, 03:26
Updated 1 апреля, 03:26
Председатель совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов рассказал «Росбалту» о том, как в послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию появился тезис о необходимости создания в нашей стране общественного телевидения, а также о том, как будет реализовываться эта инициатива.
«Создание независимого общественного телевидения назрело в нашей стране давно», - говорит Михаил Федотов. Подобный вид СМИ, по его словам, «уже существует во многих развитых странах, государствах Балтии, в Грузии, на Украине, в Азербайджане и в Узбекистане».
В общественное телевидение и радио, по информации Федотова, планируется трансформировать государственный медиахолдинг ВГТРК.
Что касается законодательного оформления этой инициативы, то, как сообщил советник главы государства, «в ближайшее время на стол президенту ляжет проект закона об общественном телевидении».
Федотов прояснил некоторые подробности этого документа, в первую очередь, касающиеся того, как будут финансироваться новое СМИ. Проект закона, о котором говорит советник президента, предусматривает, что часть денег на общественное телевидение (40%) будет выделяться из тех бюджетных поступлений, которые сейчас идут на финансирование ВГТРК. Другая часть средств (10%) поступит от спонсоров, а оставшаяся половина (50%) будет собираться со зрителей этого канала - как абонентская плата. Размер ее будет символическим, - заявил Федотов. Предполагается, что каждое домохозяйство, где есть телевизор, в месяц будет платить сумму, не превышающую одного процента от минимальной заработной платы. То есть, где-то 46 рублей.
Однако, с учетом того, что аудитория общественного телевидения в нашей стране может насчитывать десятки миллионов человек, сумма, в итоге, получится приличная, «сопоставимая с нынешним бюджетом ВГТРК», говорит Федотов.
Что важно, ни рекламы, ни, соответственно, доходов от нее у общественного телевидения не будет.
Говоря о том, чем все это будет отличаться от «Общественного российского телевидения» (ОРТ), на смену которому в 2002 году пришел нынешний «Первый канал», Михаил Федотов отметил, что ОРТ «никогда не было по-настоящему общественным». По его словам, «это была государственно-частная компания, которая ни по содержанию, ни по порядку управления и финансирования не была похожа на общественное ТВ».
При этом Федотов считает, что, проводя в стране реформу телевидения, «было бы правильно превратить «Первый канал» полностью в частный, по примеру НТВ». Сейчас, напомним, 51% «Первого канала» принадлежит Российской Федерации, а 49% - «Национальной Медиа Группе», подконтрольной банку «Россия» Юрия Ковальчука.
В свою очередь, известный тележурналист, член Академии российского телевидения Владимир Познер сказал корреспонденту «Росбалта», что проблем с созданием действительно независимого телевидения у нас в стране он не видит.
По словам Познера, «общественное телевидение существует в 49 странах – от Великобритании до Японии, его главная отличие - абсолютная независимость от власти и рекламодателей».
«Нет никаких проблем с созданием такого телевидения, кроме проблем в головах людей, которые его боятся. Потому что оно независимо и на него нельзя давить ни властям, которые не могут снять его руководство, ни рекламодателям, которые не могут влиять на него под угрозой отказа давать ему свою рекламу», - говорит Познер. Общественное телевидение не отрабатывает чью-то политическую линию, а стремится к сбалансированности и объективности, уверен он.
«В мире существует несколько моделей финансирования общественного телевидения, и здесь нам не стоит изобретать велосипед. Оно должно финансироваться таким образом, чтобы не ходить с протянутой рукой ни к кому, а его руководство не должно назначаться властью», - полагает телеакадемик.
Здесь, в качестве одной из удачных схем, Познер привел в пример общественную Канадскую вещательную корпорацию (CBC), которая целиком содержится за счет государственного бюджета. По словам телеакадемика, проблема с независимостью от власти при этом решается так: «По закону, CBC из бюджета выделяется строго оговоренный процент средств, который не может быть понижен. Кроме того, по тому же закону, власть ни в коем виде не может влиять на политику этой вещательной корпорации».
Что касается схемы, подобной той, о которой рассказал Михаил Федотов, то по ней устроен американский канал TBS. Он на 25% финансируется зрителями, на 17% - из средств госбюджета, а остальные деньги предоставляются корпорациями, которые оплачивают производство крупных программ.
Познер согласен, что для переформатирования в общественное телевидение из всех медиакомпаний на российском рынке ВГТРК подходит больше всего, потому что у нее почти во всех городах России есть свои местные телеканалы.
«Я не исключаю, что создание общественного ТВ вернет интерес к телевидению многих людей и, в первую очередь, молодежи, поскольку, в этом случае, оно вновь станет телевидением, а не средством пропаганды», - прогнозирует Владимир Познер.
Александр Желенин