Posted 20 декабря 2011, 13:00
Published 20 декабря 2011, 13:00
Modified 1 апреля, 03:28
Updated 1 апреля, 03:28
Десятки погибших – таковы результаты транспортировки буровой платформы «Кольская» в Охотском море в штормовую погоду. Специалисты и следователи говорят о том, что такого количества жертв можно было избежать, если бы были приняты все меры предосторожности.
Согласно первым версиям Следственного комитета, к трагедии могли привести игнорирование метеоусловий, нарушения правил безопасности при проведении буксировки, либо техническое состояние буровой платформы.
Представители компании «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которой принадлежала затонувшая «Кольская», уже пытаются отбиться от обвинений, утверждая, что компания ни в чем не виновата. Гендиректор компании Юрий Мелехов заявил, что проект буксировки получил все необходимые разрешения, а сама платформа прошла качественный капитальный ремонт в феврале нынешнего года.
А вот относительно прогнозов погоды руководители компании разошлись в "показаниях".
Так, и.о. главного инженера АМНГР Леонид Бордзиловский заявляет, что «был благоприятный пятисуточный прогноз», и «изменения погоды были неожиданными». Главный флотский специалист АМНГР Борис Лихван подтвердил, что «изменения погоды не ожидали». Однако Юрий Мелехов на пресс-конференции 19 декабря признал: «Об ухудшении погодных условий знали заблаговременно».
По рассказам очевидцев, штормом был поврежден буксирный трос ледокола «Магадан», который тянул платформу. Волны разрушили два воздушных танка «Кольской», и в них стала поступать вода. Произошла разгерметизация, а согласно рассказу спасенного бурильщика Сергея Граумана, в камбузе даже выбило иллюминатор. «Везде стала появляться вода. Мы, как могли, заделывали течь, но нос стал уходить под воду, и мы подали сигнал SOS», – рассказал выживший бурильщик.
Если верить заявлениям руководства АМНГР, то получается, что отремонтированная, технически безупречная платформа транспортировалась по всем правилам в замечательную погоду. Но тут вдруг налетел ужасный шторм, платформа ни с того, ни с сего дала течь и затонула. В такую версию произошедшего, понятное дело, не поверит никто. Это, скорее всего, понимают и сами руководители компании. Но признать свою вину – это означает признаться в халатности и уголовном преступлении.
Самый главный вопрос, которым сегодня задаются специалисты – почему на платформе оставались бурильщики. Согласно всем техническим правилам, на транспортируемой буксиром платформе должен быть только экипаж, а бурильщиков должны были перевозить на отдельном судне. По первым предположениям экспертов, компания-владелец хотела сэкономить на транспортировке, поэтому и не было транспортного судна. Между тем, именно наличие 67 человек могло стать последней «каплей», перевернувшей треугольник бурильной платформы.
«Сообщили, что спасательный вертолет отменяется. Тут началась паника. Люди все скопились в одном углу – и пошел сильный крен. Буровая наклонилась. Все происходило, как в кино. Народ карабкался на корму, чтобы спрыгнуть в воду, все кричали», – такими, по рассказу Сергея Граумана, были мгновения до затопления «Кольской». Скопление десятков людей в одном месте на полузатопленном треугольнике неминуемо вело к катастрофе.
Скорее всего, следствие выявит целую цепь причин, приведших к трагедии. Но основным фактором в большинстве катастроф в последнее время становится непрофессионализм специалистов, отвечающих за жизни других людей, либо желание собственников сэкономить. А экономят на всем – на обучении профессионалов, на техническом оснащении, на соблюдении техники безопасности. Поэтому падают самолеты, тонут корабли, взрываются шахты.
Руководство АМНГР ссылается на многочисленные заключения специалистов других ведомств, одобривших итоги недавнего ремонта «Кольской» и условия буксировки платформы. Но все эти одобрения проверяющих были и у самолетов, падающих при взлетах-посадках, и у «Булгарии», затонувшей в Волге. О том, как получают одобрительные заключения, можно узнать, если проследить историю «Кольской» и того, как она оказалась в Охотском море.
В этой акватории буровая платформа производила разведку и поиск нефти и газа. Скважина бурилась в 7 милях от Камчатского берега. Работы по поиску нефти вызвали громкие протесты со стороны жителей Камчатки и экологов. «Росбалт» уже описывал эту ситуацию – проект бурения скважины сначала получил отрицательное заключение экологической экспертизы, а потом Росприроднадзор «переиграл» всю ситуацию. Вопреки возражению прокуратуры, специалисты Росприроднадзора повторно рассмотрели проектную документацию и дали «добро» на буровые работы.
Компания «Арктикморнефтегазразведка» в этом проекте выступала в роли подрядчика у «Газфлота», дочерней компании «Газпрома». А когда на одну чашу весов бросаются доходы от предстоящей добычи нефти и газа, то другая чаша – будь на ней угроза нефтяного загрязнения рыбопромысловой акватории или даже жизни людей – не может перевесить. Запах нефти и газа туманит разум как промышленников, так и чиновников из надзорных структур. Любой опасный проект получает одобрение соответствующих ведомств.
Трагическая история с «Кольской» показала, чего стоят заверения промышленников о «безопасности» проектов и их одобрения чиновниками. Бурильщики с «Кольской» наверняка слышали о том, что местные жители и экологи протестуют против работы платформы и планов нефтегазодобычи у берегов Камчатки. Но пресловутые корпоративно-финансовые интересы гнали рабочих в Охотское море – надо зарабатывать деньги, кормить семьи и т.д. Работники «Кольской» в итоге стали первыми жертвами нефтегазовых баронов, которым безразличны жизни и судьбы людей.
Очевидно, что такая система трагических случайностей будет существовать, пока в России не утвердится гражданское общество, вынуждающее промышленников и чиновников прислушиваться к голосу народа. Если бы протесты жителей Камчатки и экологов были услышаны и поддержаны обществом, то не погнали бы хозяева платформу «Кольскую» из Мурманска в Охотское море, не погибли бы десятки людей.
А пока вся наша страна напоминает платформу «Кольскую», которую хозяева жизни гонят через шторм во имя собственных барышей. Может, пора заделывать пробоины?
Дмитрий Ремизов