Posted 5 декабря 2011, 13:32
Published 5 декабря 2011, 13:32
Modified 1 апреля, 03:43
Updated 1 апреля, 03:43
Дмитрий Медведев станет первым и, возможно, последним президентом России, который продержится у руля государства всего четыре года. За последние 100 лет в истории страны лишь три человека меньше него занимали первый пост в государстве — Александр Керенский, Юрий Андропов и Константин Черненко. Подводя итоги его правления, «Росбалт» попросил экспертов оценить сделанное Медведевым за это время - с точки зрения влияния его решений на экономику страны.
Президентство Медведева можно условно разделить на три этапа, сообщил аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев. В ходе первого в средствах массовой информации преобладали утверждения, что Медведев является лишь номинальным президентом, обеспечивающим законодательно возможное продление президентских полномочий прежнего лидера государства Владимира Путина. На втором этапе тандем пытались разделить, приписывая действующему президенту большую либеральность взглядов. Наконец, на третьем этапе СМИ почти поверили в то, что Медведев может оказаться самостоятельной фигурой, но тот быстро всех разубедил, когда стало понятно, что от партии власти кандидатом на следующих президентских выборах станет премьер-министр Владимир Путин. «На протяжении всего срока полномочий Медведева новостной фон был настолько сфокусирован не на реальной власти, а вокруг «кухни», что это создало негативное впечатление. Хотя многие процессы — такие как проникновение коррупции во власть — начались задолго до избрания Медведева, негатив связывают именно с ним. Единственный процесс, который был инициирован самим действующим президентом — это модернизация. Но он носит скорее медийный, а не реальный характер», - утверждает Алексей Пухаев.
Впрочем, «потерянным периодом» президентство Медведева эксперты не считают. Так, директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко сообщил корреспонденту «Росбалта», что обвинять президента в провале институциональных и экономических реформ нельзя. «Премьер и президент договорились между собой, что за экономику отвечает правительство. Поэтому предъявлять претензии Медведеву неправильно», - подчеркнул эксперт. С ним согласен и начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «По итогам четырех лет было достаточное количество промахов и откатов назад. Сильно тряхнуло страну за счет мирового финансового кризиса. Но в целом я бы не стал называть прошедшие четыре года «потерянным временем», - сообщил эксперт «Росбалту».
Итоговые цифры деятельности государства за эти четыре года выглядят более чем скромно. ВВП страны, если считать в сопоставимых ценах, мало изменился. Более того, в 2009-м наблюдался существенный провал. Численность постоянно проживающего населения выросла с октября 2007-го по октябрь 2011 года всего на 0,6% (на 900 тыс. человек) - по большей части за счет мигрантов. Одновременно за этот же период выросло число безработных с 4,4 до 4,8 млн. Правда, справедливости ради необходимо сказать, что в кризис 2008-2009 гг. безработных было еще больше.
Хотя среднемесячная зарплата одного работника, по данным Росстата, выросла ощутимо — с 13540 до 23350 рублей, но и цены подросли. Так, стоимость минимального набора продуктов питания выросла почти на треть — до 2796 рублей.
Не лучше обстоят дела и в сфере делового климата. По данным Министерства экономического развития России, в рейтинге Doing Business с 2008 года по 2011-й Россия потеряла 11 позиций, скатившись на 123-е место. Для сравнения — Украина потеряла за этот период лишь 1 позицию, Казахстан, напротив, поднялся с 80-го на 59 место, а братская Белоруссия, при всем негативном отношении к «батьке» мирового сообщества, — перебралась со 115-го места на 68-е.
Резко упал и интерес к России со стороны иностранных инвесторов. Если в 2007 году общий объем иностранных инвестиций достигал почти $208 млрд, то за первое полугодие 2011 года — всего $39,5 млрд. Чистый ввоз капитала частным сектором в 2007 году немного не добрался до $82 млрд. На днях же представители Минэкономразвития России сообщили, что по итогам 2011 года отток капитала из России составит около $80 млрд.
Сильных, положительных для России решений у президента Медведева было не так уж и много. В сфере экономики Сергей Алексашенко отметил реформу управления госкорпораций — замену чиновников на независимых директоров на посту председателя совета директоров. «Это абсолютно правильное решение, и надо отдать ему должное, что, несмотря на сопротивление, он провел это решение практически до конца, почти во всех компаниях такая замена прошла», - сообщил эксперт.
По мнению Пухаева, к плюсам можно добавить еще и публичное требование «перестать кошмарить бизнес», которое вылилось в принятие закона, запрещающего арестовывать предпринимателей до решения суда.
Николай Подлевских в число плюсов занес отставку политического тяжеловеса Юрия Лужкова, а также то, что Россия относительно благополучно прошла острую фазу мирового финансового кризиса. «Молодой и перспективный руководитель совместно с командой смог провести страну без существенных потерь через непростые годы. Нарабатывающийся потенциал Медведева и в дальнейшем может пригодиться стране», - отметил Подлевских.
Впрочем, одну из главных президентских тем — модернизацию экономики — эксперты оценили по-разному. Николай Подлевских отнес создание инновационного центра в Сколково к положительным моментам периода правления Медведева. Но Сергей Алексашенко отметил, что не видит особых плюсов в теме модернизации. Прежде всего, потому, что не видит особых ее результатов и не считает, что определение направлений развития экономики является делом президента. «Задача государства — создавать стимулы и выдавать бюджетные ресурсы либо в виде прямых расходов, либо в виде сокращения налогов. А инициативу должен проявлять частный бизнес. А получается, что, меняя чиновников в совете директоров госкорпораций, он пытался уменьшить роль государства в экономике, а через комиссию по модернизации пытался ее усилить», - подчеркнул эксперт.
В нынешнем состоянии, считает Алексашенко, российская экономика и не может совершить технологический прорыв при низком качестве институтов, высоком уровне коррупции, известных особенностях судов и правоохранительной системы. «Пытаться строить верхние этажи здания, не построив фундамент, очень опасно», - добавил он.
Минусов в политике Медведева эксперты отметили не меньше. Так, Сергей Алексашенко негативно оценил решение о программе увеличения военных расходов до 2020 года. «23 млрд - у страны просто нет таких денег. Это абсолютно несбалансированное решение», - заявил эксперт. Алексей Пухаев из «Инвесткафе» в качестве негатива отметил закон о полиции, который, по его словам, превратился в фарс и свел реформу правоохранительных органов на «нет», и замену единого социального налога со ставкой 26% на три страховых взноса общим размером 34% от фонда зарплаты. «Это вызвало негативную реакцию бизнеса и способствовало увеличению использования «серых зарплат», - полагает эксперт.
По мнению Николая Подлевских, за период президентства Медведева не видно ни программы, ни реальных действий по диверсификации экономики и снижению будущих рисков падения сырьевых цен, а программа «Доступное жилье» не дала масштабных значимых результатов. Эксперт отметил также, что по другим «болевым точкам» российской действительности — коррупции, наркомании, всевластии чиновников — хотелось бы видеть более ощутимые результаты работы.
Владислав Кузьмичев