Posted 1 ноября 2011, 09:48
Published 1 ноября 2011, 09:48
Modified 1 апреля, 04:19
Updated 1 апреля, 04:19
МОСКВА, 1 ноября. Пиар-мероприятиями последних недель Дмитрий Медведев лишает последних иллюзий тех, кто верил в его собственную линию. Об этом пишет политолог, глава региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев в своей статьей в "Газете.Ru".
При этом политолог полагает, что ныняшняя кампания «Единой России» под руководством Медведева получается неудачной и явно отражает кризис жанра власти. «Поставленные на поток пустопорожние медведевские встречи со сторонниками или со студентами журфака, на который «неправильных студентов» не пускают, сами похожи на непрерывный анекдот, который вначале вызывает смех, но после десятого повтора начинает откровенно утомлять», - отмечает эксперт.
«Не успели соотечественники распрощаться с едва не поглотившим все население страны, включая грудных младенцев и глубоких стариков, «Объединенным народным фронтом» (ОНФ), так и не поняв, что это было такое, как им предъявляют еще более непонятный «Общественный комитет сторонников» (ОКС)», - напоминает Кынев.
По его словам, из комитета должно произойти некое не указанное ни в каком законе и тем более в Конституции «большое правительство», «которое на самом деле вообще не правительство, а непонятный «постоянный совещательный орган», активистами которого обещают заполнять вакансии в обновленных органах государственной власти». «При этом заявляется, что настоящее правительство должно быть «компактным, недорогим, необременительным для налогоплательщиков. Получается какое-то нагромождение противоречивых понятий, запутывающих обывателя: настоящее «компактное» правительство и ненастоящее «большое», - замечает Кынев.
«Четыре года нахождения Дмитрия Медведева во главе государства показали, что на самом деле никакой значимой собственной устойчивой команды, отличной от команды Путина, у него нет (не считать же всерьез командой узкую группу лиц, ответственных за пиар президента), как нет и четкой политической и экономической стратегии, а есть лишь «стилистические особенности», - приходит к выводу политолог.
По его оценке, по многим позициям на фоне разговоров о якобы модернизации именно при Медведеве ситуация стала еще хуже: увеличение сроков полномочий президента и Государственной думы РФ; снижение политической самостоятельности Конституционного суда РФ; сокращение возможностей применения судов присяжных; отмена избирательного залога на выборах всех уровней; принудительная партизация выборов органов местного самоуправления; расширение полномочий ФСБ и МВД в виде закона о мерах специальной профилактики ФСБ и законопроекта «О полиции» и т. д.
В свою очередь. глава Центра политической информации Алексей Мухин в статье в "RBC-daily" отмечает, что своим решением не выдвигаться на второй срок и возглавить список «Единой России» Медведев «деморализовал либеральный лагерь, который раньше рассматривал своего президента в качестве знамени». «Весь свой президентский срок Медведев ангажировал либералов, заигрывал с ними, дразня вот-вот грядущей реальной либерализацией избирательного законодательства и партийного пространства, - отмечает эксперт. - И как честный человек должен был, в конце концов, жениться на девушке... Однако тандемный маневр с переходом на сторону «Единой России» был посильнее «Фауста» Гете. Тем более что именно эта партия как раз и мешала сбыться либеральным мечтаниям». «Впрочем, президента можно даже пожалеть: некоторые люди выдавливают из себя по капле раба (например, галерного), а Медведев теперь, по капле же, вдавливает в себя единоросса», - добавляет Мухин.
Политолог отмечает, что Медведев так и не смог создать своей команды, но при этом довольно часто менял людей и нет гарантий, что многие из его нынешних соратников действительно окажутся в новом правительстве.
Мухин обращает внимание на два знаковых решения осени — ликвидацию проекта «Правое дело» и увольнение Кудрина. «Нехорошо получилось с «Правым делом» Михаила Прохорова. Слишком явно Медведев симпатизировал партийному проекту, но оказалось, что президентская любовь, как и девичья, недолга: как только запахло жареным и зашла речь о том, чтобы оказать реальную поддержку, кремлевский патрон «слился», оставив «праводельцев» на растерзание технологам», - делает вывод политолог.
«Чтобы доказать свою маскулинность, Медведеву тут же понадобилось с позором выгнать «лучшего министра финансов» (по версии Путина) и человека, близкого ему идеологически: ведь именно Кудрину президент прочил лидерство в «Правом деле». Обстоятельства увольнения «статусного питерца» без стыда теперь не вспомнишь, кажется, что выгоняли нашкодившего чиновника, а не высказавшего свою принципиальную позицию человека. Причем эту позицию он высказывал и раньше, делая это публично и открыто. Вопрос: что мешало уволить его тогда?», - задается вопросом политолог.
В свою очередь, эксперты, опрошенные журналом «Компания», рассуждают о финансовой стороне обещанной Медведевым модернизации и полагают, что денег на нее может просто не оказаться. «Скорее всего, все инновации, экономические зоны и нацпроекты останутся лишь в отчетах чиновников», - пишет журнал.
«При сегодняшней ситуации (высокая инфляция и слабые темпы экономического роста) невозможно эффективно проводить модернизацию. "Экономика может не выдержать изменений. Если цены на нефть пойдут вниз, бюджетных средств просто не хватит", - констатирует аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. "Сама по себе идея модернизации и инновационного развития хорошая, но проблема в том, что реализуются только символичные проекты", - сетует управляющий партнер Strategy Partners Group Александр Идрисов. В первую очередь речь идет о "Сколково" и "Роснано".
По мнению экспертов, модернизационная и инновационная риторика продолжится и после выборов. "Будут отчитываться новыми лампочками и планшетниками, доказывая, что модернизация идет полным ходом, - полагает аналитик ФБК Игорь Николаев. - На самом деле, с точки зрения результативности все очень печально: ничтожно мало делается для развития конкуренции и появления спроса на инновации". Сейчас Россия находится в "доиндустриальной" эпохе.
Николаев обращает внимание, что Медведев не либерал. «Слова были. Но на деле больше оригинальности, как, например, сокращение часовых поясов, переименование милиции в полицию и проект циклопической Москвы. Одновременно с этим чехарда с налогами, увеличение сроков полномочий президента до 6 лет, нижней палаты парламента до 5 лет. Перевешивают явно не либеральные вещи», - констатирует он.