Posted 30 сентября 2011, 19:01
Published 30 сентября 2011, 19:01
Modified 1 апреля, 04:55
Updated 1 апреля, 04:55
Первые результаты предвыборных социологических опросов, сделанные после эпохального съезда «Единой России», на котором было объявлено о грядущем возвращении в Кремль Владимира Путина, продемонстрировали снижение рейтинга партии власти.
Согласно долгожданным данным ВЦИОМ (предыдущий электоральный рейтинг датирован еще 17-м сентября), если бы выборы в Госдуму прошли в ближайшее воскресенье, за «Единую Россию» отдали бы свои голоса 41% избирателей, за КПРФ – 13%, за ЛДПР – 9%, за «Справедливую Россию» - 4%.
Остальные три партии («Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России) за два месяца до выборов все еще не могут заручиться уровнем поддержки, превышающим пределы статистической погрешности.
«Единороссы» и либерал-демократы, по сравнению с предыдущим опросом, потеряли один процент поддержки, а коммунисты, напротив, тот же один процент приобрели. Что касается «эсеров» то, как «Росбалт» и отмечал накануне, их рейтинг уже давно замер на отметке в 4%, что грозит этой партии потерей парламентского статуса.
Характерно, что собеседники «Росбалта» из числа претендентов на думские мандаты весьма скептически относятся к подобным исследованиям, а тем более к обнародованию их результатов в преддверии выборов.
Вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников считает, что «перед выборами социология становится оружием информационных войн, превращается в инструмент манипуляции». По его словам, «коммунисты доверяют только собственным опросам», согласно которым «текущий рейтинг поддержки КПРФ - 24-25%, и ни каплей меньше».
На этом фоне, отмечает Мельников, «нам смешно смотреть» на рост официального рейтинга компартии с 11% до 12%. Достаточно вспомнить, говорит он, что на днях в эфире телеканала «Россия 1» руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров сам отмечал, что уровень поддержки КПРФ находится в районе отметки в 15-16%. «Так что игр с цифрами будет много», - уверен политик.
Что касается рейтинга «Единой России», то здесь Мельников как раз склонен доверять обозначившейся динамике его снижения. По его словам, она «отмечена верно». «Они идут вниз после своего съезда, от которого осталось ощущение фарса, общество это почувствовало. Есть у них сейчас эти 41%, или нет - сложно сказать. Даже если это так, то это их потолок», - полагает коммунист. Что касается шансов остальных партий, то, как говорит Мельников, «по нашим данным, в Госдуму проходит еще только ЛДПР».
В свою очередь, заместитель руководителя фракции «эсеров» в Госдуме Олег Шеин также уверен, что «рейтинги ВЦИОМ носят политический характер». По его мнению, «если суммировать показатели основных политических партий, представленных сейчас в нижней палате, то получится 67% голосов». «Мы все хорошо знаем, что средняя по стране явка на выборах составляет у нас около 55%-57%. Разница в 33% между 100% списочных голосов избирателей и 67% тех, кто реально ходит голосовать, это тот перераспределяемый процент, который пойдет всем четырем ведущим политическим игрокам», - отмечает политик.
Шеин говорит, что поэтому «данные прогнозов надо умножать примерно на полтора». В этом случае получается, что «Единая Россия» получит не 41%, а чуть больше 60%, то есть, как раз искомый ею процент, КПРФ – примерно 20%, ЛДПР – 12-13%, а «Справедливая Россия» - заветные 7%. Однако, предупреждает политик, ко всем этим «процентовкам» надо относиться как к политтехнологическим схемам, имеющим мало отношения к реальным настроениям в обществе.
Что касается уровня народной поддержки правящего тандема, то, на фоне сокращения популярности «Единой России», рейтинги президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина за неделю подросли, соответственно, на один и два процента.
Президент фонда «Политика», кандидат в депутаты Госдумы от «Единой России» Вячеслав Никонов заявил «Росбалту», что повышению рейтинга Владимира Путина способствует решение выдвинуть его претендентом на президентский пост. Медведев, считает политолог, как минимум, не потерял от этого, так как «сохранил серьезные позиции, стал лидером предвыборного списка «Единой России». Кроме того, он имеет возможность стать лидером партии власти и премьером, уверен Никонов.
Политолог признал, что у «Единой России» имело место «торможение» рейтинга, связанное с усталостью от нее электората, а также с нарастанием проблем из-за возможности второй волны экономического кризиса. Соцопросы фиксируют определенную неуверенность населения в завтрашнем дне, что сказывается на рейтинге правящей партии, констатирует он. Однако «определенная тенденция к снижению рейтинга «Единой России» абсолютно некритична для нее», - полагает Никонов.
Реальные шансы на прохождение в Думу, по его словам, остаются у «Единой России», КПРФ и ЛДПР. Шансы «Справедливой России» проблематичны, - заявил политолог.
С учетом того, что будущая Дума, скорее всего, окажется трехпартийной, «Единая Россия» может рассчитывать на конституционное большинство голосов, - прогнозирует Вячеслав Никонов.
Рейтинг «Единой России» будет снижаться и дальше, напротив, полагает руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. Комментируя по просьбе «Росбалта» данные ВЦИОМ, он заявил, что снижение популярности правящей партии, в числе прочих причин, вызвано тем, что никаких инструментов по подъему рейтинга у «единороссов» уже не осталось. Орешкин полагает, что «Единая Россия прошла некую «точку невозврата», после которой прежние инструменты перестают работать.
Не помогут подъему ее рейтинга и такие традиционные предвыборные приемы, как «срочная раздача слонов» - выплаты денежных задолженностей, пособий и т.д. Сейчас эти меры все равно будут рассматриваться населением не как реальный поворот лицом к народу, а как предвыборная пиар-акция, уверен политолог.
Эксперт привел пример первого президента России. Когда народ ждал от Бориса Ельцина каких-то выдающихся решений, что бы с ним не происходило - например, упал с моста при сомнительных обстоятельствах - все воспринималось положительно. Когда же он утратил базовое доверие избирателей, любые его действия, в том числе, вполне разумные, уже воспринимались отрицательно. Нечто подобное происходит сейчас и с правящей партией, говорит Орешкин.
Возможности административного ресурса в России тоже не безграничны, полагает он. То, что можно на выборах в Дагестане, Чечне или Кузбассе, когда «обеспечивается» почти 100-процентная явка и почти такой же уровень поддержки правящей партии, уже нереально в центральных российских областях. На прошлых местных выборах, несмотря на использование админресурса, в центральных областях страны правящая партия во многих городах получила менее 30% голосов, напоминает Орешкин.
Александр Желенин