Posted 7 сентября 2011, 16:22
Published 7 сентября 2011, 16:22
Modified 1 апреля, 05:26
Updated 1 апреля, 05:26
В Ярославле разбился самолет Як-42, на борту которого находилась команда хоккейного клуба "Локомотив". По предварительным данным, из 37 пассажиров и 8 членов экипажа погибли 43 человека.
Катастрофа произошла в 16.05 в аэропорту Туношна. На борту находились 45 человек, в том числе 8 членов экипажа. На месте аварии работают около сотни спасателей и несколько десятков единиц техники. Из Волги достают первые тела погибших. Практически сразу на место трагедии стали прибывать первые лица России, находившиеся в Ярославле на экономическом форуме.
Хоккеисты "Локомотива" летели на первый матч нового сезона Континентальной хоккейной лиги с "Динамо" в Минск. Сообщается, что на стадионе ожидался полный аншлаг, было продано более 11 тысяч билетов. "Локомотив" считался одной из сильнейших хоккейных команд страны, причем интернациональной — в ее составе были игроки из Польши, Германии, Швеции, Белоруссии и других стран.
Как сообщают очевидцы, самолет развалился при взлете на две части, одна из них упала в Волгу, другая — на сушу.
По факту падения самолета Як-42 возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта". Некоторые авиационные эксперты заявляют, что сертификат летной годности самолета заканчивался через 23 дня. Впрочем, обсуждаются и другие версии. Например, техническое состояние аэродрома, который был переоборудован в гражданский из бывшего военного 13 лет назад — в 1998-м. Аэдродром находится в непосредственной близости от шоссе "Москва - Кострома", в 17 км от Ярославля. С 2001 года он открыт для международных грузовых полетов, средняя суточная интенсивность движения воздушных судов - 7 вылетов. Аэропорт способен круглосуточно принимать 15-17 самолетов всех классов, включая сверхтяжелые типа АН-124 "Руслан". Пассажирский терминал в состоянии обеспечить отправку до 150 пассажиров в час.
Примечательно, что на официальном сайте аэропорта в настоящий момент подчеркивается, что "услугами аэропорта постоянно пользуются ХК "Локомотив"... По мнению некоторых наблюдателей, указание на то, что Туношна была постоянным пунктом отправки "Локомотива", нивелирует предположения обывателей о том, что хоккеисты вынуждены были вылетать именно из этого аэропорта из-за того, что Ярославль ожидал прибытия ВИП-персон на Международный экономический форум. "Да, Туношна — бывший военный аэродром, не самый идеальный, но вполне приличный. К тому же в Ярославле вообще других аэродромов нет. Таким образом, версии о том, что разбившийся Як-42 и другие рейсы "подвинули" ради самолетов и вертолетов ВИП-персон, несостоятельна", - сообщил "Росбалту" источник в авиасообществе.
Теряется в догадках и член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников. "Самолет Як-42 был зафрахтован для международного чартерного рейса Ярославль-Минск. Это хороший, надежный самолет, имеет 3 двигателя, рассчитан на 120 человек. В данном случае он летел полупустым. Поэтому причины катастрофы мне пока совершенно непонятны, - признался эксперт в интервью корреспонденту "Росбалта". - Мне уже говорили коллеги, что, вероятно, имело место столкновение при взлете с радиотехническим сооружением на территории аэродрома, но пока это только версии". По словам Шелковникова, еще более странным ему кажется тот факт, что самолет разбился при взлете, тогда как по всем авиационным меркам посадка считается гораздо опасней взлета.
На различных авиационных форумах появляются комментарии пилотов, знакомых с ярославским аэродромом: "Там антенна ровно в торце полосы с курсом 05 на удалении 450 метров примерно. Высота антенны 91 метр, судя по Aerodrome Obstacle. Похоже взлетали курсом 230 и ее зацепили. С каким углом надо взлетать, чтобы ее зацепить..", - пишет один из авиаторов. Его коллеги резонно замечают, что давным-давно необходимо было переоборудовать российские аэродромы так, чтобы никакие вышки и технические сооружения не препятствовали безопасности полетов. Однако этого, даже несмотря на недавние катастрофы, в большинстве периферийных аэропортов сделано не было.
Между тем Россия за последний год по числу авиационных катастроф и происшествий вплотную приближается к Конго, Ирану, другим отстающим странам. Сайт aviation-safety.net, использующий, видимо, собственную формулу для подсчета статистики, на первое место ставит США, на второе - Россию.
Последняя трагедия произошла всего 2 месяца назад: 11 июля в Томской области в километре от мыса Медведева совершил аварийную посадку самолет Ан-24 авиакомпании "Ангара", следовавший рейсом Томск – Сургут. На борту судна находились 33 человека, 5 из которых погибли, еще 4 получили тяжелые травмы. 21 июня произошла одна из самых страшных аваикатастроф года под Петрозаводском: разбился самолет авиакомпании "РусЭйр", совершавший рейс Москва - Петрозаводск, на борту самолета находились 43 пассажира (из них - 8 детей) и 9 членов экипажа, 45 человек погибли. В марте нынешнего года во время испытательного полета на границе Белгородской и Воронежской областей разбился самолет Ан-148, погибли 6 человек. Примечательно, что 2011 год начался с авиационной катастрофы: 1 января при посадке в Сургуте разбился Ту-154 компании "Колымавиа", погибли 3 человека, 44 получили травмы различной степени тяжести.
Традиционно после каждой катастрофы чиновники велели "запретить и не пущать", а в большинстве случаев виновными назывались члены экипажа. Однако сами летчики другого мнения. "Пилоты наши хуже не стали — просто они вынуждены летать на устаревшей технике в условиях старых аэропортов, поэтому спрос должен быть не с пилотов, а с тех, кто отвечает за техническое состояние и обновление парка самолетов, аэродромов, коммуникаций", - убежден заслуженный пилот России, летчик–испытатель 1 класса Вадим Базыкин.
"Все наши самолеты высочайшего класса, но они образца и результата работы мозгов 1970-х годов, — сообщил "Росбалту" Базыкин. — Они высокоскоростные, дающие очень мало времени для раздумий. Новые самолеты садятся значительно медленнее, времени для осмысления ситуации дается больше. Вывод: требуется новый парк самолетов, не обязательно импортных, но современных. Понятно, что этого не сделать за месяц и даже за год, но это необходимо делать. По большому счету, только Москва, Санкт-Петербург и еще, может, пара аэропортов в России соответствуют современным требованиям. И получается, что либо техника не соответствует аэропортам, либо аэропорты — самолетам. Что делать, приходится донашивать то, что имеем".
О том, что Россия буквально донашивает обноски старой советской или иной другой авиации (не секрет, что зачастую российские авиакомпании покупают авиационный секонд-хэнд Европы), уже не просто говорят — кричат пилоты, эксперты, да и сами пассажиры. Однако пока в России ничего не меняется, кроме следующих пост-фактум запретов на использование очередного типа самолета. Остается немного вариантов: либо летать будет просто не на чем, либо каждый полет может, следуя мрачной поговорке пилотов, стать не крайним, а действительно последним.
Марина Бойцова