Posted 12 августа 2011, 09:33
Published 12 августа 2011, 09:33
Modified 1 апреля, 05:58
Updated 1 апреля, 05:58
Общественники разработали альтернативную государственной концепцию миграционной политики. В ней остаются квоты, исчезает балльная система отбора иностранцев и даже Федеральная миграционная служба (ФМС), которая планировала ее внедрить.
Миграция – проблема широкого спектра. В этом спектре - и экономика, и рынок труда, и медицина, и образование, и межнациональные отношения, и много других аспектов, которые невозможно регулировать исключительно контрольно-надзорными методами. Тем не менее, у экспертов сложилось впечатление, что только они сегодня и в ходу.
«Последствия ошибок и неверных решений в сфере российской миграционной политики могут быть гораздо хуже, чем, предположим, то, что происходит сейчас в Норвегии или Великобритании. ФМС РФ существует уже около двадцати лет, но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев», - напомнил президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС и один из авторов альтернативной концепции Вячеслав Поставнин на пресс-конференции в московском пресс-центре «Росбалта». Существующая формула решения миграционных проблем, согласно его характеристике, - «мина замедленного действия», которая не сегодня – завтра взорвется, и тогда-то последствия просчетов станут необратимыми.
Что, собственно, к просчетам причисляет Поставнин? Во-первых, то, что «миграционная политика была передана в ведение МВД» и руководящие посты при этом «заняли люди, далекие от задач и политики миграционной службы», которая изначально была образована при Министерстве труда и занятости. «Вектор миграционной политики, - отметил Поставнин, - стал контрольно-надзорным, ограничительным, хватающим». По рассказу Ольги Воробьевой, которая в прошлом занимала не последний пост в ФМС, а ныне заведует кафедрой социальной статистики РГСУ, «полковники МВД на момент проведения реформы совершенно твердо были уверены, что если вопросы миграции передали их ведомству, значит все мигранты – преступники».
Здесь уместно упомянуть об еще одном промахе ФМС, на который указал бывший замдиректора ведомства: «Конструкция институциональной структуры российского миграционного ведомства, как и много лет назад, базируется на двух основных столпах: регистрации и принимающей стороне». Первая оправдывала себя в 1935-м, когда ее ввели, когда вокруг страны высился железный занавес, а непосредственно внутри нее без устали работала агентурная сеть. Но Союза не стало, занавес пал, мобильность населения выросла. Сохранилась только система контроля, которая на поверку никого особенно не контролирует.
«Эта модель себя изжила, - подчеркнул Поставнин. - Надо не приукрашивать фасад, а строить новый. От выступлений ФМС ничего не меняется. Нам говорят, что нелегальных иностранцев депортируют. Но мы-то видим, что творится на улицах, глаза-то у нас есть. Бороться с нелегальной миграцией нужно или за границей, или на границе. Вывезти шесть миллионов нелегалов с территории страны невозможно. Просто умножьте эти шесть миллионов на $1000 (столько стоит отправка одного иностранца на родину – «Росбалт»), – и вы поймете, что задача не решаема. Милиционер, понимая, что некуда их везти, полагает, что проще взять деньги и отпустить».
Помимо ФМС, за мигрантов сегодня ответственны семь структур (в том числе - ФСБ). Нянек, как видим, много, а дети заняты кто чем. Кто работает по мере способностей, кто ворует. Чтобы все были при деле, разработчики альтернативной концепции предлагают создать отдельное Министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в его структуру Федеральной службой по надзору в сфере миграции. Оно могло бы и трудоустраивать, и задачи артикулировать, и адаптировать вновь прибывшие кадры, и с диаспорами взаимодействовать. В общем, могло бы делать все то, чем каждая из непрофильных «нянек» занимается в свободное от основных обязанностей время.
Временная регистрация, по мнению авторов документа, бесполезна: лишь 20–25% мигрантов ее оформляют, и только половина из них действительно проживает по указанному в бумаге адресу. Из учета выпадают порядка 90% иностранных тружеников. В связи с этим Ольга Воробьева предложила ставить их только на налоговый учет, присваивая, как и россиянам, индивидуальный номер налогоплательщика. Где именно разместится человек, регулярно отчисляющий деньги в бюджет, не столь важно.
Кроме того, надо вызволять из тени посреднические структуры и диаспоральные сети, которые давно переманили клиентов у государственных центров занятости. Сотрудники этих частных кадровых агентств прекрасно ориентируются в массиве миграционного законодательства (что пока позволяет им его нарушать), успешно трудоустраивают и легализуют иностранных работников. В ущерб, разумеется, госказне. «Они не платят ни налогов, ни госпошлин, - обратил внимание Поставнин. - Миграционные патенты и карты просто покупаются. Колоссальные деньги теряются государством – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».
Однако вместо того, чтобы бить по посредникам (а именно это, напомним, планирует сделать директор ФМС Константин Ромодановский путем отмены квот), новая концепция предлагает сотрудничать с ними. Почему ее авторы так уверены, что «серые» фирмы согласятся на аккредитацию и уплату налогов? Да потому, пояснил Поставнин, что «это дешевле, чем платить взятки». «Чтобы права иностранных работников не ущемлялись, необходимо контролировать деятельность ЧАЗов, - уточнил Поставнин, - а в случае нарушений – лишать их лицензии».
Для защиты же гастарбайтеров нужно учредить миграционные суды, которые помогали бы им отстаивать свои «общечеловеческие права» вне зависимости от правового статуса. Как следствие, работодателям спокойнее будет нанимать иностранцев по закону – с трудовыми договорами и отчислениями в фонд социального страхования.
Систему квотирования можно оставить, но не в том виде, в котором она функционирует, а в адекватном «нормам миграционного законодательства в части возможности, а не обязательности», ее применения. В концепции, однако, говорится об отказе от заявочных кампаний – это когда работодатель должен запросить сотрудников за год до того, как они ему понадобятся. Пусть бизнесмены обращаются непосредственно в службы занятости на местах, и если через 15 дней никто из россиян на вакансию не откликнется, – нанимают иностранного работника.
Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных». Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, налоги собирают и пошлины, но пусть и ответственность несут (вплоть до уголовной) за миграционную обстановку на вверенной территории». Важная деталь в этой схеме – общественные организации, перед которыми, собственно, и должны будут отчитываться муниципальные чиновники.
Это и другие преобразования, по подсчетам директора фонда «Миграция XXI век», будут приносить в бюджет по $6 млрд ежегодно. Именно столько РФ теряет в теневых потоках. А вот официальная концепция – в той редакции, которую накануне презентовал Ромодановский – может, напротив, стимулировать рост коррупции. Одним из таких потенциальных катализаторов Поставнин называет балльную систему отбора иностранцев, желающих получить вид на жительство, и одновременное упразднение разрешений на временное проживание. Мысль следующая: в результате деления вида на жительство на два документа (временный и постоянный) ничего, кроме стоимости посреднических услуг, не изменится.
К тому же, как в свою очередь заметила вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова, «миграционная привлекательность у России меньше, чем, например, у США, Канады или Германии, где баллы успешно применяются. Поэтому такая система для нас мало актуальна». «Концепция миграционной политики России до конца не отработана, - продолжила Власова. - Предлагаются различные инновационные решения, но не предлагаются механизмы».
Так, по заключению эксперта, «не проработан вопрос о том, какие кадры будут реализовывать миграционную политику, не проработаны вопросы изменения существующей нормативно-правовой базы, не прописан вопрос о сертификации профессиональных трудовых навыков мигрантов, которые приезжают в Россию, трудятся здесь по несколько лет, осваивают какую-то специальность, но не имеют документов, подтверждающих это».
При этом, отметила Власова, много внимания ФМС и ее соавторы уделяют образовательной миграции: провозглашают в сложных синтаксических конструкциях важность привлечения студентов из-за рубежа, их обучения и дальнейшего устройства на российский рынок труда. Странная логика: девять с половиной миллионов кадров уже прибыло и убывать не планирует, но вместо того, чтобы каким-то образом урегулировать их положение на национальном рынке, власти говорят о привлечении новых – получше, помоложе, пообразованнее. И вот эту концепцию правительство планирует утвердить уже в 2012 году. Альтернативный проект в ФМС не комментируют.
Дарья Миронова