Posted 12 июля 2011, 12:55

Published 12 июля 2011, 12:55

Modified 1 апреля, 06:38

Updated 1 апреля, 06:38

Полет Терминатора

12 июля 2011, 12:55
ВМС США провели испытания программного обеспечения, которое будет использоваться для управления беспилотником Х-47. Предполагается, что этот БЛА сможет применять оружие без отмашки оператора. А ведь военные клятвенно обещали, что решение об уничтожении цели будет принимать только человек.

На днях ВМС США провели испытания программного обеспечения, которое будет использоваться для управления беспилотником Х-47 и автоматической посадки на палубу авианосца.

Новый БЛА в плане «самостоятельности» будет отличаться от привычных беспилотников самым радикальным образом. Современные БЛА – по сути, все еще дистанционно-пилотируемые самолеты с весьма слабыми элементами автономности. Каждый аппарат непрерывно контролируется расчетом численностью до четырех человек. При этом продолжительность полета многих современных БЛА очень велика, а после нескольких часов «бдения» внимание операторов быстро притупляется – что приводит к необходимости иметь для одного БЛА несколько операторских команд. Иными словами, затраты на «человеческий фактор» в «безлюдной» авиации оказываются на удивление значительными.

Другая ахиллесова пята дистанционно-пилотируемых самолетов – связь: если она прерывается, машина оказывается беспомощной.

Кроме того, схема дистанционного пилотирования несовместима с концепцией стелс-беспилотника. Совершенно бессмысленно снижать радиолокационную и ИК-заметность и при этом оповещать всю округу о присутствии самолета интенсивным радиообменом. Поэтому стелсы традиционно атакуют в режиме радиомолчания, а иногда невозможен даже прием. Антенны сильно увеличивают радиолокационную заметность - в итоге, например, на F-117 при подлете к цели они втягиваются в корпус. Таким образом, сама идея стелсизированных ударных БЛА (включая замороженный отечественный проект «Скат») предполагает не дистанционно пилотируемую, а весьма «самостоятельную» машину – в том числе способную к автономному применению оружия.

Х-47 будет иметь принципиально иной уровень автономности. По словам представителей Nortrop, вскоре «круглосуточные» операторы останутся без работы: «просто нажмите кнопку, и 3,4 млн строк программного кода сделают всю работу за человека». В обещанные опции входят не только взлет и посадка на авианосец (не очень тривиальная задача), но и автоматическая дозаправка в воздухе (система уже испытана).

Однако наиболее интересный момент – предполагаемая возможность автономного применения оружия. В ответ на вопрос о его использовании представители компании заявили, что «X-47B будет на автопилоте 100% полетного времени». Это вряд ли можно истолковать иначе, как признание в том, что оружие сможет применяться без отмашки оператора. При этом Nortrop и ее заказчик - Пентагон - отнюдь не одиноки в своих взглядах. Так, в документах министерства обороны Великобритании утверждается, что после небольшого усовершенствования беспилотники могли бы «наносить удар, основываясь исключительно на показаниях собственных сенсоров или обмена информацией, не обращаясь к высшему, человеческому руководству».

Технически это вполне возможно. Одноразовые барражирующие боеприпасы, способные к самостоятельному поиску несложных целей (например, РЛС или надводных кораблей) – давно не новость. В СССР разработка такого типа датируется концом 80-х годов прошлого века– это противокорабельная ракета Х-65СЭ, предназначенная для работы в условиях мощных помех. Схема выглядела так: ракета летит в заданный район, в котором поднимается на боевую высоту и барражирует, пока головка самонаведения не захватит цель. Израильский Harpy (своеобразная возвращаемая барражирующая ракета) примерно в таком же режиме охотился на радары ПВО, в том числе выключенные. Его более современная версия, HAROOP, также обладает возможностью автономной работы. К самостоятельному поиску заданной цели способна и американская Tactical Tomahawk.

Что же касается собственно машинного распознавания образов, то не стоит судить о возможностях в этой области по гражданским программам за десять долларов. Пока общественность рассуждает о том, что военного робота можно обмануть «манекеном на веревочках», военная мысль озабочена несколько другими проблемами. В данный момент речь идет уже не о том, чтобы распознать человека вообще, а об опознавании конкретного человека (контракт ВВС США с компанией Photon-X).

Имеющиеся на сегодняшний день системы уже способны за доли секунды и без предварительной подготовки опознать знакомое лицо с динамичной мимикой - даже если оно возникает под не наблюдавшимся ранее ракурсом, с «нестандартным» выражением, или «оснащено» простейшей маскировкой вроде очков или усов. Отметим, что человеческое лицо – одно из самых сложных «изображений», поиск танка – куда более тривиален.

Параллельно сами собой отпадают проблемы вроде угрозы ведения «дружеского огня» со стороны собственных роботов – системы опознавания свой-чужой намечено «донести» до каждого пехотинца (например, это предусматривает американская программа создания перспективной экипировки Land Warrior).

Таким образом, нынешние технологии позволяют перейти к самостоятельной «охоте» на гораздо более сложные цели, чем надводный корабль или РЛС – особенно если охотник будет многоразовым «интеллектуалом».

Однако до сих пор периодически всплывающая информация об автономном применении оружия роботизированными машинами тут же опровергалась военными. Последние клятвенно обещали, что решение об уничтожении цели будет принимать только человек. Так, согласно утверждениям разработчиков американского роботизированного «броневика» MULE, их машина (точнее, ее боевая версия - у этой платформы были еще транспортный и противоминный варианты) должна в автоматическом режиме обнаружить цель, рассчитать исходные условия для стрельбы, прицелится и… ждать, когда оператор даст команду «огонь».

Южнокорейцы оказались более прямолинейными. «Существующие боевые роботы не умеют действовать полностью самостоятельно, ими управляют операторы. Однако наш может самостоятельно обнаруживать подозрительные движущиеся объекты, преследовать их и даже открывать огонь на поражение в том случае, если нарушитель войдет в запретную зону и не сможет предъявить соответствующих полномочий», - заявил еще в 2006 году один из разработчиков южнокорейского военного робота. Но поднявшийся крик «общественности» отбил у корейцев всякую охоту распространяться по поводу деталей своих военных программ, а первоначальное заявление было дезавуировано.

Тем не менее, изначально было ясно, что автономное применение оружия роботами неизбежно станет реальностью. Nortrop Grumman, по сути, приоткрыла завесу над секретом Полишинеля.

Евгений Пожидаев

Подпишитесь