Posted 20 июня 2011, 14:27

Published 20 июня 2011, 14:27

Modified 1 апреля, 07:09

Updated 1 апреля, 07:09

Футурология Медведева – от его неполновластности

20 июня 2011, 14:27
Последние громкие инициативы президента явно устремлены в будущее, хотя ему править страной еще год. Видимо, для Медведева важно не создать о себе впечатление как о политическом пенсионере, полагает политолог Сергей Черняховский.

В СМИ активно обсуждается интервью президента России Дмитрия Медведева британской газете The Financial Times. В этой беседе, по мнению западных журналистов, глава российского государства «сделал некоторые из своих наиболее либеральных заявлений в качестве президента». Между тем, как считает доктор политических наук, профессор Сергей Черняховский, для Медведева важно до последнего момента не создать о себе впечатление как о политическом пенсионере.

- Дмитрий Медведев руководит страной уже более трех лет. Все это время (даже весьма поверхностный анализ его выступлений это показывает) все его идеи, инициативы, предложения «направлены в будущее». Как бы вы оценили такую позицию?

- Во-первых, серьезный руководитель, серьезный президент (не будем сейчас давать оценок и рассуждать, является ли таковым Дмитрий Медведев) всегда должен думать о будущем. Как говорят, политикан думает о ближайших выборах, серьезный политик – о будущих поколениях. Кроме того, возраст Медведева вполне это позволяет - из политической жизни он явно не уйдет. Так что вне зависимости, станет ли он через год снова президентом или нет, он должен озвучивать свое видение будущего страны. Это само по себе естественно. Во-вторых, понятно, что Медведев до некоторой степени все-таки неполновластен. Поэтому его энергия и инициатива уходят на проекты будущего и на разговоры о том, что вообще нужно было бы сделать для страны.

То, что Медведев ведет свою избирательную кампанию, – это очевидная реальность. Он начал делать это в позапрошлом году. Его частые появления на экране, все выступления, особенно последние, очень напоминают избирательную кампанию. С другой стороны, нельзя исключить, что Медведев «уходит». Поэтому перед ним стоит еще одна задача: он должен отработать до конца. Он должен оставить своего рода политическое наследие и, что еще более важно, до последнего момента не создать о себе впечатление как о политическом пенсионере.

Представим, что он сейчас объявит о своем нежелании баллотироваться на второй срок. Это значит, что его вообще никто не будет слушать. Он ни на какие процессы в стране не сможет уже повлиять. Просто все махнут на него рукой и скажут - ладно, досиживай. Таким образом, перед ним стоит простейшая прагматическая задача – продолжать позиционировать себя деятельным, инициативным, полным планов на будущее президентом, который остается в политической жизни и с которым нужно считаться. Вот те задачи, которые он должен решать. Добавим к этому некие личностные моменты: очевидно, что Медведеву президентство очень нравится. Это заметно.

- К сожалению, бытует мнение, что нынешний глава государства все три года не особенно влиял на происходящие в стране процессы. Вы согласны с этим?

- Ну, на что-то он все-таки влиял. Хотя бы «снял» Лужкова, губернаторов, генералов различных… Можно обсуждать, на какие процессы он влиял больше, на какие меньше. Можно обсуждать версию, что Путин Медведева изолировал, блокировал, связал словами и не дал возможностей… Но дело в другом. В новейшей истории России человек никогда не становился «первым лицом», пройдя все ступени карьерной лестницы. Человек, ставший «первым лицом», так или иначе, превращал свою должность в первую. Но при этом всегда стоял вопрос о том, кто может реально управлять и реально работать.

Судя по ряду нюансов – высказываниям, поведению Медведева, он реально управлять не может. Он был бы хорошим администратором при Путине. Администратором довольно инициативным и успешным. Но быть «первым лицом» государства, особенно в России – значит не просто приказывать и ожидать, что все всё исполнят. Это значит – непосредственно, в ручном режиме управлять процессом. Но не в том плане, когда на айпад приходит сообщение о том, что где-то что-то там не исполнено. Нет. Нужно выдвигать инициативу и жестко организовывать процесс ее исполнения. Нужно уметь сделать так, чтобы тебя все слушали и исполняли.

Небольшое отступление в качестве примера. Вот Леонид Брежнев, еще когда он был просто членом коллегиального руководства, сумел это сделать. Такие мелкие детали - в частности, он регулярно обзванивал руководителей областного и прочего уровня, расспрашивал их о делах, создавал эффект личного присутствия. Первым поздравлял всех с какими-то государственными наградами. И создавалось впечатление, что все инициативы исходят исключительно от него. В результате, на него начал переориентироваться аппарат. Кроме этого, что самое важное, он угадал ожидания и ритм аппарата и сделал так, что и ожидания, и ритм сделались подконтрольны ему.

Медведев же не угадал ритм и ожидания ни аппарата, ни народа. Он слишком ориентируется на, как ему кажется, «передовую, прогрессивную часть общества». А оказалось, что большая часть этой «прогрессивной части» - некий вариант васисуалиев лоханкиных. На недавнем форуме в Санкт-Петербурге Медведев сказал, что не может всё работать в ручном режиме, должна быть саморегулирующаяся система. Но это старая идея «коммунизма для элиты», берущая свое начало с 1980-х годов прошлого века, – «как бы нам иметь власть, но не наживать инфаркта». А так нигде не бывает. Даже в самой сверхрыночной системе серьезный руководитель работает, хватаясь за сердце.

- Но ведь справедливо сказано, что «нельзя бесконечно командовать бизнесом. Экономика все-таки должна быть саморегулируемой».

- Да, но в недавнем интервью западному изданию Медведев все-таки оговорился, что Хосе Луис Сапатеро (премьер-министр Испании) с этим не согласен. Я рискну предположить, что у Сапатеро реальный опыт побольше. Он лучше разбирается в этих процессах.

- Медведев считает, что он и Путин не должны одновременно баллотироваться в президенты. Как вы оцениваете эту позицию?

- С точки зрения российской политической системы было бы лучше, если бы они баллотировались одновременно. С точки зрения группы, которую они представляют, это чревато некими рисками. Для самого же Медведева это чревато большими рисками. Потому что если он пойдет на выборы вдвоем с Путиным, он проиграет, даже «отступных» ему никто не даст. По некоторым, правда, специфическим опросам, не исключена ситуация, что Медведев не будет ни на втором, ни на третьем месте.

- А на каком же будет?

- По некоторым расчетам, в первом туре будут Путин и Жириновский, а Медведев уступит Зюганову, который будет третьим.

- Нельзя отрицать, что инициативы и предложения нынешнего президента справедливы и правильны. Давайте предположим, «если бы…». Если бы все предложения и инициативы вдруг воплотились в жизнь, было бы комфортно жить в такой стране?

- Все эти предложения, хотя и важные, но во многом это «дизайн». Есть более существенные вещи. При прочих равных такие предложения разумны, если будет еще и их соответствующее наполнение. Но, вообще говоря, вот одно из предложений – жить в рыночной экономике. Я считаю, что в развитых странах всего мира такого рода рыночная экономика уже ушла в прошлое. В такой рыночной экономике мне бы жить не хотелось.

Беседовал Дмитрий Пановкин

Подпишитесь