Posted 15 июня 2011, 19:48
Published 15 июня 2011, 19:48
Modified 1 апреля, 07:15
Updated 1 апреля, 07:15
Некоторые уже называют события в поселке Кобралово Ленинградской области "новой Кондопогой". Но я хотела бы обратить внимание на один важный момент... Да, тот же регион. Да, тоже небольшой населенный пункт. Да, тоже межнациональная массовая драка. Но - суть все-таки совершенно иная.
События в Кобралово можно кратко описать следующим образом: на дискотеке подрались русский и дагестанец, дагестанец получил по шее, а потом позвал из соседнего городка земляков на нескольких машинах, в результате чего были без разбора избиты многие жители поселка. Когда те опомнились и начали драться, а не паниковать - дагестанцы немедленно скрылись. Те, кто не смог скрыться немедленно из-за сломавшейся машины, вышли сухими из воды благодаря наличию травматического пистолета (противники были безоружны).
Правда, ситуация не вызывает удивления? А в Кондопоге было наоборот. Там русские объединились и напали на кавказцев, причинивших им как этнической общности (но не каждому из них лично) какие-то серьезные неудобства. И это удивление вызвало. Именно наличие удивления и есть главный фактор общественного резонанса любого события. Нет удивления - не будет и особого резонанса. Никто не будет называть пускай довольно масштабное, но по сути обыкновенное событие "вехой" и "переломом". Для сравнения, ДТП - обычная штука. И если где-то столкнутся целых десять машин и погибнет двадцать человек - это пообсуждают некоторое время, но скоро забудут. А, скажем, обрушение огромного моста в центре Москвы - необычно. И если это вдруг случится, то данное событие еще долго будут приводить в качестве примера в разных публицистических работах, название моста станет нарицательным, и т.д. и т.п.
Остается ответить на вопрос "почему так". В смысле, почему для дагестанцев подобное поведение обычно, а для русских - нет. Как мне кажется, причин две. Первая - поверхностная, но важная. В данный конкретный момент дагестанцев в России все-таки гораздо меньше, чем русских. В связи с чем у них автоматом мощно работает режим межнациональной солидарности. Когда тебя окружают почти одни "земляки" - слово "земляк" почти теряет свое значение. А вот когда "земляков" мало, каждый из них обретает ценность...
Вторая причина - глубинная. Само по себе слово "земляк" отражает русский характер, и, честно говоря, применять его для описания отношений между представителями некоторых других национальностей немножко некорректно. Для русских определяющее значение имеет место проживания. Для кавказцев - род. Русские мальчишки объединяются в стайки по принципу "наш район против вашего района", "наша деревня против вашей деревни". А для кавказцев такого рода "маркером" выступает принадлежность к тому или иному роду или клану. Для русских всегда важно было получить побольше территорий (результат многовекового действия этого принципа мы можем увидеть, взглянув на карту мира). Для кавказцев важно захватить побольше движимого имущества. Как результат, для русского "свой" - это "проживающий на той же территории". Для кавказца "свой" - это "как можно более близкий по крови".
Вот если бы парень из поселка Ивановка набил морду парню из поселка Кукуевка, а потом в Ивановку приехала бы куча "кукуевских" и без разбора набила морды местным парням... Это было бы обычно для русских. Думаю, история даже не попала бы в новости - если только не было бы убитых (и то не факт). А вот объединяться по принципу крови русские не умеют. Ну представьте себе разговор:
- Ванек! Там дагестанец избил какого-то русского парня в Кукуевке. Давай собирайся срочно, поедем мстить.
- Эээ... А этот парень тебе кто?
- Да я его вообще не знаю. Мне Санек сказал, а ему Игорь, а Игорю вроде брат Димона... Вроде Димон с тем парнем знаком, но точно я не в курсе.
- А почему мы тогда должны куда-то ехать? Это проблемы кукуевских, пусть между собой разбираются... Я и Игоря-то плохо знаю, а про Димона вообще первый раз слышу.
- Ну мы же русские, а они дагестанцы!
- Ты чего, больной что ли? Че я должен впрягаться за какого-то друга Димона, который друг брата Игоря... Кстати, Санек вообще мне денег должен и не отдает, буду я еще за его знакомых мстить.
- Но мы русские!
- И чего? Далее "Ванек" выдает несколько расхожих фразочек о недопустимости национализма, присутствующие толерасты оргазмируют
Сейчас, когда развитие транспорта и одновременное появление идей толерантности привело к возникновению межэтнических проблем, русские как-то пытаются научиться национальной солидарности. Но получается, честно говоря, плохо. Лично я наблюдаю два варианта этой "учебы":
1) Сублимация без насилия. Если русских очень сильно довести, то, некоторое время поразмыслив, они могут выйти на митинг, и/или обратиться к властям и СМИ, и/или развести срач на форумах. К решению конкретной проблемы это чаще всего не приводит (или, в качестве редкого исключения, приводит к решению лишь пары-тройки составных частей проблемы). Но русские надеются, что "это повлияет на Вообще Всю Жизнь, и она изменится таким образом, чтобы Больше Такого Не Повторялось".
2) Сублимация с насилием. Всем известный вариант - когда скины лупят кого попало чисто за "неправильную" национальность. Далеко не всегда от таких действий страдают исключительно "невинные таджикские дворники", но все же выбор целей - случаен. А ведь только не обладающие разумом животные и некоторые примитивные племена имеют привычку убивать чужаков просто за то, что они - чужаки. Цивилизация порождает способность к сотрудничеству. Более или менее цивилизованные люди нападают на чужаков лишь при наличии хотя бы минимальной причины (тот же зов "наших бьют!", или желание получить некие блага, или "что-то он слишком нагло себя ведет"). Короче говоря, поведение скинов - это именно сублимация. Русский мальчик знает, что если его побьет дагестанец - за него вступится разве что пара друзей, но не все русские, находящиеся в радиусе нескольких километров. Мальчик знает, что если кавказец будет вести себя нагло и он даст ему за это в морду - находящиеся в радиусе нескольких километров кавказцы приедут заступаться. Мальчику хочется что-то изменить, и он не находит ничего лучшего, кроме как нападать превентивно.
Выводов делать не буду. Не стану врать - я не знаю, как сделать так, чтобы национальное чувство русских приспособилось к новой ситуации и сместилось от признака "земли" к признаку "крови". Да что говорить - я точно не знаю даже, надо ли, чтобы оно туда смещалось. История так или иначе решит этот вопрос. Я же предпочитаю заниматься вопросами более мелкого и конкретного масштаба, которые мне по зубам. Вот как сравнение Кобралова с Кондопогой.
Прочитать оригинал поста Тани Ефременко можно здесь.