Posted 8 июня 2011, 12:34
Published 8 июня 2011, 12:34
Modified 1 апреля, 07:25
Updated 1 апреля, 07:25
За 14 месяцев на посту президента Украины Виктору Януковичу удалось существенно улучшить взаимоотношения с Россией, которые были катастрофически испорчены Виктором Ющенко. Как подчеркнул недавно российский президент Дмитрий Медведев, "одно абсолютно точно: наши отношения вышли из кризиса – как межличностного, так и экономического". Подобные оптимизм и уверенность не могут не радовать. Вместе с тем, во многих сферах двустороннего сотрудничества так и не произошло "прорыва", целый ряд крайне важных проблем пока остаются нерешенными. Транспортная – из их числа.
С марта 2004 года Министерство транспорта и связи РФ возглавляет Игорь Левитин. За это время в Украине сменилось уже 8 руководителей транспортных ведомств. Понятно, что столь частая "ротация кадров" не могла пойти на пользу сотрудничеству между двумя странами в данной сфере. Сегодня пост министра транспорта Украины занимает Борис Колесников, который, кроме того, является вице-премьером правительства, а также лично отвечает за подготовку к ЕВРО-2012.
Колесников - ближайший соратник и земляк президента Виктора Януковича, самый богатый украинский министр (за 2010 год он официально задекларировал более 164,5 млн грн. или свыше $20,5 млн доходов). Человек весьма и весьма деятельный, энергичный, обладающий богатым опытом и чрезвычайно кипучей энергией. Имя Колесникова не сходит со страниц украинской прессы и с экранов телевизоров, говорит он много и охотно, дает комментарии по любому поводу, на любую тему, за словом в карман никогда не лезет, в выражениях частенько не стесняется. Многие в Украине считают его одним из кандидатов на пост премьер-министра (в высших эшелонах украинской власти не является секретом, что уже объявлен неофициальный "кастинг" для претендентов на эту должность). Казалось бы, российско-украинское сотрудничество в сфере транспорта должно только выиграть, "когда такие люди в стране советской есть", но ничего подобного не происходит.
Так, по итогам очередного заседания подкомиссии по вопросам транспорта Комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, состоявшегося несколько недель назад, Колесников сделал весьма громкое заявление: "Наши специалисты будут работать над тем, чтобы в ближайшее время довести скорость движения между столицами до 200-250 км/час… Наша цель – добираться от Киева до Москвы за 4 часа". По его словам, в ближайшие 1,5 года будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта строительства высокоскоростной железнодорожной трассы между нашими столицами, само же сообщение откроют уже через 4 года. Выходит, непосредственно на само строительство уйдет 2-2,5 года.
Как говорится, дай бог, чтобы именно так все и получилось, но настораживает один факт. Недавно правительство Украины официально утвердило срок строительства отнюдь не скоростного железнодорожного сообщения (обыкновенная электричка) между Киевом и международным аэропортом "Борисполь" (под Киевом) протяженностью всего 37 км, который составил 2 года и 4 месяца. А ведь до границы с Россией нужно будет проложить 320 км полотна, к тому же, специального: отдельная линия в одном уровне (без съездов в низины и подъемов на холмы) с ограждением, которая не будет пересекаться с другими коммуникациями. Плюс построить вокзал. И все это – максимум за 2,5 года. Не говоря уже о затратах, которые, по подсчетам некоторых украинских специалистов, составят около $15 млрд. Видимо, есть у Украины какие-то скрытые финансовые резервы. Стыдно в таких условиях просить скидку на газ.
Если же обратиться к "железнодорожной части" итогового протокола упомянутого выше заседания подкомиссии, то окажется, что скоростное движение между двумя странами идет в нем лишь 4-м пунктом. Гораздо более важным, например, является "упрощение процедур и сокращение времени движения на 40 мин. для следования поезда №1/2 по маршруту Киев-Москва". Да и в отношении скоростного движения говорится следующее: "Стороны договорились о продолжении работ по организации скоростного пассажирского движения на направлении Москва-Киев по существующей железнодорожной линии со скоростями движения до 160 км/час". Что называется – "приплыли", так как поезда, развивающие скорость в 160-180 км/ч, принято считать "ускоренными", но никак не "скоростными" и уж тем более - "высокоскоростными".
Не радует и ситуация с воздушным сообщением. С 2007 года Украина ведет переговоры о присоединении к договору "Открытое небо", который дает возможность всем авиаперевозчикам, как крупным (мощным и транснациональным), так и мелким (малобюджетным и региональным), свободно конкурировать между собой. Существенную выгоду от этого получают, в первую очередь, пассажиры, у которых появляется широкий выбор авиаперевозчиков. В прошлом году казалось, что "свет в конце тоннеля" уже виден, и Украина подпишет договор в 2011 году. Об этом неоднократно сообщал Колесников, который даже источал по этому поводу неподдельные радость и оптимизм: "Это станет мощным импульсом для развития нашей авиации".
Однако весной нынешнего года украинский транспортный министр вдруг заявил, что договор "Открытое небо" не будет подписан до тех пор, пока Евросоюз не отменит визовый режим для украинцев. Требование более чем неожиданное, поскольку эти два вопроса абсолютно не связаны между собой. Например, в России и визовый режим со странами ЕС существует, и соглашение об открытом небе подписано. Взамен Колесников предложил "дружить втроем", то есть Украина готова подписать аналогичный договор лишь с Россией и Израилем, с которыми у нее существует безвизовый режим. Министр даже сообщил, что "по этому поводу сейчас проходят соответствующие переговоры".
Первыми его слова удивили Министерство транспорта Израиля, которое официально заявило: никакие переговоры с Украиной об "Открытом небе" не ведутся и, более того, даже не начинались. Затем аналогичное заявление сделало и российское транспортное ведомство. Начальник его отдела общественных связей Тимур Хикматов рассказал еще и кое-что интересное о позиции украинской стороны. В частности, во время двусторонних переговоров, проходивших 20 декабря 2010 года, российские представители предложили полностью либерализовать воздушное сообщение между двумя странами, сняв все ограничения. Украина резко и категорически отказалась от такого варианта. Тогда начал рассматриваться вопрос о снятии ограничений по назначенным перевозчикам.
Как стало известно, переговоры шли "ни шатко, ни валко". Вплоть до весны этого года, когда активность проявила уже украинская сторона. В результате удалось договориться лишь об увеличении квот на число рейсов между Киевом и Москвой (с 35-ти до 49-ти в неделю для каждой из сторон) и между Одессой и Москвой (с 7-ми до 14-ти в неделю). И сразу же украинская сторона предложила назначить на все 14 дополнительных рейсов между столицами авиакомпанию "Международные авиалинии Украины". Создается впечатление, что идет банальное лоббирование интересов этого авиаперевозчика, поскольку постоянные предложения российского Минтранса об общей либерализации рынка воздушных пассажирских сообщений встречают упорное сопротивление украинской стороны.
На сегодняшний день небо Украины полностью закрыто для новых зарубежных авиаперевозчиков, включая и бюджетные (лоу-кост) авиакомпании, которых, по словам Бориса Колесникова, "невыгодно пускать в страну". А ведь работать на украинском рынке хотят минимум 6 лоу-костов, включая российскую "Авианову", планирующую еженедельно осуществлять по 5 рейсов по маршрутам "Москва–Симферополь" и "Сочи–Харьков". Вот что рассказала представитель немецкой авиакомпании "Air Berlin" Сабина Теллер: "Да, у нас есть планы начать летать в Украину. Однако украинская сторона не дает нам разрешения. Мы ведем переговоры с авиационной администрацией, но безуспешно". И в то же самое время Колесников не устает повторять, что "лоу-косты сами не просятся в Украину", и что "украинское правительство не получало от новых авиаперевозчиков никаких заявок".
Однако все это - слова. За которыми не видно реальных действий. Российско-украинским отношениям не нужны "воздушные замки", "маниловские прожекты" и самореклама отдельных чиновников. Проблем между двумя странами, к сожалению, хватает. И их нужно сообща решать, не создавая при этом новые.
Григорий Опыхтин